Понятия оценка и отметка
Контроль учебной деятельности осуществляется для своевременной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффективности. Постоянный контроль позволяет своевременно реагировать на те или иные отклонения учебного процесса от намеченной общей и множества конкретных целей. Следовательно, главное назначение контроля – это коррекция (регулирование) учебной деятельности. Педагогический контроль предполагает проверку хода и результатов учебного процесса через оценку качества усвоения обучаемыми учебной программы.
Оценка знаний, умений и навыков осуществляется в ходе опроса (текущего и обобщающего).
Условное отражение оценки, выраженное в баллах, называется отметкой.
В отечественной системе образования принята 4-х бальная система отметок:
- «5» (отлично) – владеет материалом в полной мере;
- «4» (хорошо) – владеет достаточно;
- «3» (удовлетворительно) – владеет недостаточно;
- «2» (неудовлетворительно) – не владеет учебным материалом.
Как видим, оценка знаний составляет процесс измерения уровня усвоения. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению; вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения; наконец, вопроса об инструментах, приборах измерения. Все эти вопросы пока что слабо разработаны в отечественной дидактике.
Экспертом оценки знаний традиционно выступает преподаватель. Именно он решает, насколько уровень знаний обучаемого соответствует требованиям программы (поэтому неизбежен субъективизм). Отметка-балл – это лишь общее представление об уровне знаний. Тем не менее в силу удобства пользования такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.
Выделим рекомендации-принципы объективной оценки знаний:
- Решите, что Вы хотите проверить и оценить и чего тем самым достичь.
- Знакомьте учащихся с критериями оценки знаний. Прямо с первых дней изучения предмета предупреждайте о тех требованиях, которые будете предъявлять. В частности, разъясните, что изучение науки не означает буквального запоминания вычитываемых из книг истин, а всегда предполагает понимание законов объективного мира, которые в этих книгах излагаются. Предъявляя свои требования заранее, преподаватель дает понять студентам, что спрос с них будет строгий, но разумный, ориентированный на научную подготовку студента к решению проблем реальной жизни, к практической работе в качестве квалифицированного специалиста. И поэтому спрос со студентов – не только знать, но и уметь что-то делать с этими знаниями.
- Проверяйте и оценивайте тщательно, регулярно и по-разному. Здесь главное правило – проверяйте все, что задаете; оценивайте достаточно полно; отметку ставьте только за существенное. Наряду с отметками используйте «малые формы оценки»: использование мимики, модуляций голоса, разных форм обращения (одобряющих, критикующих, исправляющих и др.).
- Предъявляйте высокие требования, но пусть обучаемые знают, что у них всегда открыта дорога к успеху. Проявляйте принципиальность, нетерпимость к фактам, когда студент на экзамене как бы выпрашивает более высокую оценку, пытаясь убедить преподавателя в том, что якобы тот ошибается, оценивая его знания недостаточно высоко.
- Всегда контролируйте и оценивайте себя как преподавателя.
Немаловажный вопрос для начинающего преподавателя – это вопрос о том, за что и какую оценку ставить студенту на экзамене. Суть проблемы в том, что изложенное выше требование к объективности оценки по критерию «знание плюс умение» адекватно интерпретировать при выставлении оценки за конкретный ответ студента. Тут приходится учитывать несколько аспектов – личностный, общепедагогический и научный.
Общепедагогический подход предполагает соблюдение определенных педагогических и методических правил, обеспечивающих нормальные, психологически комфортные условия сдачи экзамена: не прерывать ответ по вопросу билета, не высказывать по ходу ответа каких-либо реплик-комментариев. Но тут есть определенные нюансы: если студент говорит не по существу, то лучше сказать, чтобы он переходил к следующему вопросу. После того, как он закончит ответ на все вопросы билета, можно вернуться к тем моментам, которые не удовлетворили преподавателя.
Научный подход, означает, что оцениваться должно знание вопроса именно в психологическом аспекте. К сожалению, студенты часто путают психологический аспект проблемы с педагогическим или практически мето-дическим или ограничиваются долженствованиями «надо», «необходимо», «следует». Преподаватель, если не удается вернуть студента в лоно конкретной науки – психологии, предлагает ему сдать экзамен повторно. Преподаватель лучше других знает, что именно по его предмету нужно студентам знать и что они должны уметь делать с помощью этих знаний.
Если преподаватель придерживается объективных критериев и оценивает знания в единстве с умениями, то ему остается только определить, какое конкретное содержание вкладывать в понятие «знание» при изучении научной психологии и какое будет иметь содержание понятие «умение», если говорить об использовании на практике психологической теории.
- Ролевые позиции преподавателя
- Индивидуальные стили преподавания психологии
- Общая характеристика личности педагога психологии
- Функции преподавателя психологии
- Подготовка преподавателей психологии
- Профессионально-личностная характеристика преподавателя психологии
- Показатели сформированности знаний и умений
- Контроль и коррекция учебной деятельности
- Формы и методы контроля качества обучения психологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу