Саморегулируемые сельскохозяйственные организации в сельскохозяйственной сфере

В рыночной экономике значительную роль играют саморегулируемые организации как инструмент ограничения вмешательства государства в гражданско-правовые отношения, при помощи которого реализуются всевозможные потребности государства и общества.

Формирование и развитие института саморегулируемых организаций позволяют устанавливать пропорции социально-экономического развития, способствуют снижению административных барьеров для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, содействуют развитию гражданского общества.

В настоящее время в Российской Федерации создан механизм формирования саморегулируемых организаций и передачи им отдельных функций государственных органов.

Однако при формировании и реализации указанных правоотношений необходимо более четкое уяснение правовой природы саморегулирования и саморегулируемых организаций. Саморегулирование является лишь дополнением, а не  заменой правового принуждения.

При этом саморегулирование в собственном смысле слова не может быть декретировано. Законодательство способно только создавать условия для длительного процесса самоорганизации субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, определяя, исходя из государственных приоритетов, области, которые саморегулируемая организация вправе регулировать.

В современных условиях правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций следует изменить подходы к оценке понятия «саморегулируемая организация».

Точная дефиниция «саморегулируемая организация» как правовая категория позволяет законодателю четко определить круг правоотношений, подпадающих под правовое регулирование.

Кроме того, определение понятия саморегулируемой организации имеет существенное значение не только для регулирования отношений внутри России, но также и для осуществления указанными организациями своей деятельности на территории иностранных государств.

Саморегулируемая организация – это  некоммерческая организация,  созданная в одной из организационно-правовых форм на основе членства частных лиц (негосударственных юридических лиц и/или физических лиц) в целях саморегулирования предпринимательской и/или профессиональной деятельности и наделенная для этих целей федеральным законом полномочиями по осуществлению государственных функций, при условии соответствия ее установленным законом требованиям.

Саморегулируемая организация не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В пользу такого подхода свидетельствует то, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о саморегулируемых организациях статус саморегулируемой организации приобретается и утрачивается некоммерческой организацией посредством соответственно внесения  сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций или  исключения этих сведений из указанного реестра.

В случае лишения некоммерческой организации названного статуса, она, как юридическое лицо, продолжает существовать в прежней организационно-правовой форме, определенной Гражданским кодексом РФ или Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года (в ред. от 23.07.2008 г.).

Под саморегулируемой организацией следует понимать статус, который присваивается уже существующей некоммерческой организации, и официально зарегистрированной в таком статусе.

При этом статус саморегулируемой организации приобретается некоммерческой организацией посредством включения в соответствующий государственный реестр саморегулируемых организаций, получения разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или на основании закона.

Основанием возникновения обязательства присвоить статус саморегулируемой организации является соответствие потенциальной саморегулируемой организации, обратившейся с соответствующим заявлением в уполномоченный государственный орган, установленным законом требованиям.

К числу законодательно установленных требований для присвоения статуса саморегулируемой организации относятся:

  • соответствие цели создания организации целям, установленным Законом о саморегулируемых организациях или федеральными законами о саморегулируемых организациях в отдельных отраслях экономики;
  • создание организации на основе членства;
  • нахождение в составе организации субъектов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности;
  • соответствие или превышение численности членов организации минимальной численности, установленной Законом о саморегулируемых организациях или другими федеральными законами о саморегулируемых организациях;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  • обеспечение организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
  • создание специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация обладает рядом признаков, позволяющих выделить ее из общей массы юридических лиц. К ним относятся функционирование в форме некоммерческой организации,  формирование на основе членства, официальная регистрация некоммерческой организации в статусе саморегулируемой организации, осуществление отдельных функций государственных органов.

Реализация саморегулируемыми организациями отдельных публичных функций предопределяет необходимость установления  требования об обязательности членства в саморегулируемой организации.

Как признают сторонники замены государственного регулирования саморегулированием, благодаря введению системы саморегулирования бизнес получит дополнительные полномочия по цивилизованному лоббированию своих профессиональных интересов.

Таким образом, основной целью саморегулируемых организаций является представление интересов членов этих организаций, то есть осуществление лоббистской деятельности, а не соблюдение государственного интереса и работа во благо общества.

В сельскохозяйственной сфере России к саморегулируемым организациям законодатель относит саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, под которыми понимаются некоммерческие организации, созданные в форме объединения (ассоциации, союза) на условиях членстваревизионных союзов (ст. 33.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (в ред. от 03.12.2008)).

При этом  ревизионный союз, в свою очередь,  представляется собой союз сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг, а также иные предусмотренные законом функции.

Статус саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов некоммерческая организация приобретает с даты выдачи регулирующим органом регистрационного документа о внесении названной организации в государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Следует отметить, что уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Для приобретения упомянутого статуса некоммерческая организация должна функционировать в качестве аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов или ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов не менее трех лет, объединять в своем составе не менее 40 ревизионных союзов, получить разрешение на использование в своем наименовании слова «российский», сформировать на дату подачи заявления о включении некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов компенсационный фонд в размере не менее чем 300 тысяч рублей.

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов также должна иметь одно структурное подразделение, сформированное из работающих по трудовому договору работников саморегулируемой организации, которое осуществляет контроль не только за выполнением членами саморегулируемой организации и ревизорами-консультантами правил саморегулируемой организации, но и за качеством их работы,  выполнением ими требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, соблюдением кодекса профессиональной этики ревизоров-консультантов.

Кроме того, на это же подразделение возлагается рассмотрение дел о применении к ревизионным союзам – членам саморегулируемой организации, их руководителям и ревизорам-консультантам мер ответственности, принятие решения о применении или об отмене таких мер ответственности (подп. 5 п. 4 ст. 33.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

Основными функциями саморегулируемой организации являются: 

  • представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и международными организациями по вопросам;
  • связанным с деятельностью членов названной организации, созданием и деятельностью кооперативов; разработка и установление обязательных для членов саморегулируемой организации правил, в том числе, правил осуществления ревизий и оказания сопутствующих им услуг;
  • правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, представляемой в саморегулируемую организацию ее членами, порядок представления отчетности и иной информации о деятельности членов саморегулируемой организации, порядок реализации результатов ревизий, порядок ознакомления с ними других членов саморегулируемой организации, кодекс профессиональной этики ревизоров-консультантов, порядок ведения реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;
  • разработка рекомендаций и иных касающихся деятельности кооперативов и их союзов документов, примерных уставов кооперативов, их союзов и образцов их внутренних документов (положений);
  • контроль за деятельностью ревизионных союзов – членов саморегулируемой организации и состоящих в их штате ревизоров-консультантов в части соблюдения ими норм Закона о сельскохозяйственной кооперации, иных федеральных законов, положений учредительных документов, правил деятельности саморегулируемой организации, кодекса профессиональной этики ревизоров-консультантов;
  • требований к повышению квалификации ревизоров-консультантов и других работников ревизионных союзов, а также контроль за устранением членами саморегулируемой организации нарушений, выявленных по итогам проверки; ведение реестра ревизионных союзов и ревизоров-консультантов;
  • организация профессионального обучения лиц, желающих пройти аттестацию на право получения квалификационного аттестата ревизора-консультанта, и проведение их аттестации в форме квалификационного экзамена, организация ежегодного повышения квалификации ревизоров-консультантов и др. (п. 2 ст. 33.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

В целях реализации установленных законом функций саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке у органов государственной власти и местного самоуправления, кооперативов и их союзов информацию, необходимую для исполнения саморегулируемой организацией своих функций;
  • участвовать в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам создания и деятельности кооперативов, их налогообложения, ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • знакомиться с документацией об итогах осуществленных ревизионным союзом ревизий, в том числе с информацией, составляющей профессиональную тайну;
  • участвовать в процедурах несостоятельности (банкротства) ревизионных союзов – членов саморегулируемой организации и входящих в состав этих ревизионных союзов кооперативов;
  • осуществлять иные права, предусмотренные учредительными документами саморегулируемой организации в соответствии с положениями Закона о сельскохозяйственной кооперации, иных федеральных законов с учетом особенностей, установленных для саморегулируемой организации.

Следует отметить, что названная саморегулируемая организация, с одной стороны, вправе  оспаривать акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, если они нарушают права и законные интересы не только членов саморегулируемой организации, но и кооперативов, а с другой стороны, лишена такого права в случае нарушения прав и законных интересов самой саморегулируемой организации, а также в случае угрозы такого нарушения  в отношении всех вышеперечисленных лиц.

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом другой саморегулируемой организации или членом ревизионного союза, учреждать аудиторские или ревизионные организации и осуществлять ревизии.

Кроме того, в силу статьи 14 Закона о саморегулируемых организациях саморегулируемая организация также не вправе:

  • учреждать и становиться участником хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации;
  • предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;
  • выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников;
  • приобретать ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на торгах на рынке ценных бумаг;
  • обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;  выступать посредником по реализации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что законодатель ограничивает полномочия не только саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, но и лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа названной организации.

Такое лицо не вправе осуществлять ревизии или аудиторские проверки и состоять в трудовых отношениях с ревизионными союзами либо аудиторскими организациями.

Как уже было упомянуто ранее, саморегулируемая организация должна сформировать компенсационный фонд, который представляет собой обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации на праве собственности.

Компенсационный фонд имеет строго целевое назначение: для осуществления выплат на возмещение убытков кооперативов, возникших в результате некачественной или недобросовестной ревизии, при условии, если они возникли по вине ревизионного союза и их размер признаются ревизионным союзом и саморегулируемой организацией или установлены на основании решения суда.

Необходимыми условиями для использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации являются также  неплатежеспособность соответствующего ревизионного союза и принятие кооперативом на основании рекомендаций ревизионного союза мер по обжалованию в арбитражном суде решений государственных органов или органов местного самоуправления либо требований кредиторов о возмещении причиненных кооперативу убытков.

Общий размер компенсационных выплат сельскохозяйственным кооперативам, являющимся членами одного ревизионного союза, не может в течение одного календарного года превышать десять процентов средств компенсационного фонда саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

При этом размер компенсационных выплат одному кооперативу не может превышать двукратный размер его членского взноса в ревизионный союз за календарный год, в котором осуществлялась деятельность кооператива, повлекшая за собой его убытки.

Важно подчеркнуть, что на средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам членов саморегулируемой организации, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением упомянутых компенсационных выплат.

Упомянутые средства, также как иное имущество и денежные средства саморегулируемой организации, при исключении некоммерческой организации из числа саморегулируемых организаций или при ликвидации этой организации подлежат, если иное не определено учредительными документами саморегулируемой организации, распределению между членами саморегулируемой организации в порядке, определенном ее учредительным договором.

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов исключается из государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов на основании решения арбитражного суда в случае, если число членов саморегулируемой организации составляет не менее 40 ревизионных союзов по состоянию на конец второго и каждого последующего календарного года с даты внесения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, а также  несоблюдения предписания регулирующего органа об устранении выявленных им нарушений в части порядка формирования или использования компенсационного фонда саморегулируемой организации или  иного систематического нарушения Закона о сельскохозяйственной кооперации.

При этом саморегулируемая организация не может быть исключена из упомянутого государственного реестра саморегулируемых организаций в течение шести месяцев с момента добровольного объявления названной организацией о своем несоответствии вышеназванному количественному требованию.

В настоящее время в России созданы и действуют две саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов:

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Российский союз «Чаянов» и Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль».

Однако регулирование определенного рынка может осуществляться его участниками также либо на основании договора между собой, либо с помощью созданного ими профессионального объединения (ассоциации, союза) без официальной регистрации такого объединения в специализированном государственном реестре.

Любая ассоциация или союз, не имеющие статуса саморегулируемой организации, могут осуществлять функции саморегулируемой организации, установленные статьей 6 Закона о саморегулируемых организациях.

А именно: 

  • разрабатывать и устанавливать условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в организации;
  • образовывать третейские суды в соответствии  с законодательством о третейских судах;
  • осуществлять анализ деятельности своих членов на основании представляемой ими информации;
  • организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников членов организации или сертификацию произведенных членами организации товаров (работ, услуг);
  • применять меры воздействия к своим членам;
  • обеспечивать информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывать информацию об этой деятельности;
  • осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил организации, условий членства в организации и т.д.

Перечисленные выше функции, еще до вступления в силу Закона о саморегулируемых организациях, реализовывались в добровольном порядке некоммерческими организациями (ассоциациями, союзами, некоммерческими партнерствами) на основании действующих до сих пор норм Гражданского кодекса РФ и Закона о некоммерческих организациях.

Поэтому в отношении подобного рода профессиональных объединений запрет  использования при осуществлении ими своей деятельности слов «саморегулируемая», «саморегулирование» и производных от слова «саморегулирование», установленный частью 13 статьи 20 Закона о саморегулируемых организациях, следует признать несоответствующим нормам пункта 3 статьи 17,  статьи 29, пункта 2  статьи 34 Конституции Российской Федерации.

Уместно вспомнить, что даже Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 21 апреля  1785 года, закрепившая средневековую цеховую организацию ремесленников, предусматривала возможность лица, не являвшегося членом ремесленной управы (цеха), выполнять работу ремесленников.

Одной из организаций, выражающих заинтересованность в реализации функции саморегулирования в агропромышленном комплексе России, является Российский Зерновой Союз – некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме союза.

Российский Зерновой Союз объединяет более 530 организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с производством, хранением, очисткой, сушкой, переработкой, внутренней и внешней торговлей зерном, хлебопродуктами, комбикормами, определением их качества и сертификацией, а также организации инфраструктуры зернового рынка, оказывающие финансовые, страховые, сюрвейерные, снабженческие, транспортные, научно-технические, информационные и иные услуги, обеспечивающие функционирование зернового сектора экономики.

В составе Российского Зернового Союза 40% его членов составляют сельскохозяйственные производители, 21% – предприятия по хранению, переработке зерна и оказанию услуг участникам рынка, 27% – операторы рынка, 12% – финансовые, научные организации, а также СМИ. В Российском Зерновом Союзе представлены участники рынка зерна всех федеральных округов.

Члены Российского Зернового Союза ежегодно производят более 30 миллионов тонн зерна, обеспечивают 60 процентов его рыночного оборота, 96 процентов экспорта, более половины производства муки и комбикормов.

Таким образом, можно отметить, что деятельность членов Российского Зернового Союза носит четко выраженную экспортно-ориентированную направленность.

Согласно пунктам 1.5 и 3.1 Устава Российского Зернового Союза основными целями его создания являются координация деятельности участников зернового рынка Российской Федерации, а также представление и защита их интересов.

В целях реализации названных целей Российский Зерновой Союз активно взаимодействует с различными органами государственной власти, в том числе с  Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, которое является основным участником в процессе формирования государственной аграрной политики.

Порядок взаимодействия  Российского Зернового Союза, а также других 73 отраслевых союзов и ассоциаций агропромышленного комплекса, с Минсельхозом России закреплен в Регламенте взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с союзами (ассоциациями) сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным Министром сельского хозяйства РФ     24 декабря 2007 года.

Следует отметить, что согласно пункту 1.4 упомянутого Регламента в деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут участвовать только  союзы (ассоциации), в число участников которых входят  производители (их объединения), производящие на территории Российской Федерации более чем две трети общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывающие соответствующие услуги.

Соответственно существует риск, что мнение производителей сельскохозяйственной продукции, представляющих малый и средний бизнес, не будет учтено в процессе формирования и реализации соответствующей государственной политики.

Российский Зерновой Союз является одним из 47 отраслевых союзов и ассоциаций агропромышленного комплекса, с которыми Минсельхоз России заключил соглашения по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Заслуживают внимания и другие отраслевые союзы. В частности, Агропромышленный союз России (Росагропромсоюз) и Российский Соевый Союз.

Агропромышленный союз России является некоммерческой организацией – общероссийским добровольным объединением, в состав которого входят 70 агропромышленных союзов субъектов Российской Федерации, более 20 отраслевых федеральных ассоциаций (союзов), более 40 крупных организаций и агрохолдингов, представляющих все сектора АПК. В общей сложности Росагропромсоюз объединяет свыше 10 тысяч промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций в большинстве регионов России.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 562-р «О статусе Агропромышленного союза» в целях согласования вопросов, связанных с соблюдением общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Агропромышленный союз России  участвует в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Предметом деятельности Российского Соевого Союза, объединяющего более 40 организаций, является, в том числе:

  • реализация целевой отраслевой программы развития производства и глубокой переработки сои в Российской Федерации на период до 2010 года;
  • взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в части подготовки проектов законов, иных нормативных актов, регулирующих производство, переработку и реализацию продукции из сои;
  • подготовка предложений для проведения государственной политики в части экспорта и импорта сои и субпродуктов;
  • подготовка нормативных и методических разработок по вопросам технологий возделывания и переработки сои и других сельскохозяйственных культур;
  • организация и участие в разработке Государственных стандартов и технических регламентов на сою и субпродукты, их производство и оборот, хранение и транспортировку.

Российский Соевый Союз участвует в подготовке Целевой программы развития производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011-2015 гг., а также во внесении Предложения по дополнительному стимулированию производства и переработки сои в Программу развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2008-2012 гг.

Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 10 Устава Российского Соевого Союза в состав Совета Союза входит представитель Минсельхоза России (по согласованию).

Целесообразно также обратить внимание на создаваемую в настоящее время Ассоциацию отраслевых союзов (ассоциаций) АПК Свердловской области.

Согласно  проекту Устава некоммерческая организация «Ассоциация отраслевых союзов (ассоциаций) АПК Свердловской области» (далее – «Ассоциация») является добровольным объединением юридических лиц – отраслевых союзов (ассоциаций), осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области в сфере сельскохозяйственного производства; переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; аграрного образования и аграрной науки.

Предметом деятельности названной Ассоциации является, в том числе, участие в формировании и реализации государственной аграрной политики в Свердловской области, Уральском федеральном округе и в Российской Федерации;

участие в разработке и реализации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а так же целевых программ и пилотных проектов в области сельского хозяйства, аграрного рынка и социально-экономического развития сельских территорий;

содействие в качественном развитии в Свердловской области аграрного образования и аграрной науки.

Для достижения целей, определенных предметом деятельности, Ассоциация будет:

  • проводить (совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями)) работу по внедрению технических регламентов, направленных на повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также по развитию общественной сертификации продовольственных товаров, производимых на территории Свердловской области под торговой маркой «Покупай наше местное»;
  • содействовать членам Ассоциации во взаимном сотрудничестве в сфере хозяйственно-трудовых и социальных отношений, особенно, в вопросах ценовой политики и ограничения монополизма;
  • организовывать деятельное участие членов Ассоциации в научных мероприятиях проводимых в Свердловской области, Уральском федеральном округе, Российской Федерации и за рубежом;
  • привлекать к активному участию членов Ассоциации в подготовке кадров высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций АПК Свердловской области в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, а также повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования;
  • принимать активное участие в пропаганде среди молодежи сельского образа жизни, престижности и особой социальной значимости труда в сельском хозяйстве и др.

В проекте Устава Ассоциации, подготовленного доктором юридических наук, профессором Б.А.Ворониным, содержатся положения, регулирующие взаимодействие Ассоциации с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями и иными некоммерческими организациями. 

Совет Ассоциации совместно с органами государственной власти Свердловской области рассматривает предложения по ограничению деятельности естественных монополий, льготному налогообложению, развитию социального партнерства и другими важными вопросам в сфере АПК;

органы государственной власти: согласовывают с Советом Ассоциации проекты областных законов и постановлений Правительства Свердловской области, касающиеся развития сельского хозяйства, аграрного рынка, устойчивого социального развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности, подписывают с Советом Ассоциации Соглашения по вопросам ценовой политики на агропродовольственном рынке области.

Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают членов Ассоциации к работе в коллегиях, советах, комитетах, и комиссиях по вопросам предпринимательства, модернизации и инновационного развития АПК Свердловской области.

Кроме того, кандидат на должность Министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области назначается с учетом мнения Совета Ассоциации.

В Совет Ассоциации в качестве ассоциированного члена с правом совещательного голоса могут быть избраны представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия и других государственных и общественных организаций Свердловской области.

В то же время  общественные организации и объединения, согласно пункту 2 раздела VII проекта Устава Ассоциации, включают представителей Ассоциации в качестве ассоциированных членов своих органов управления.

В проекте Устава Ассоциации содержатся  положения, запрещающие Ассоциации и ее участникам регулировать (пытаться регулировать) условия конкуренции; заключать любые соглашения или осуществлять совместную деятельность, касающуюся сокращения, свертывания или простоя производственных мощностей и других ограничений производства членов Ассоциации (п. 9 р. III проекта Устава).

Саморегулируемые организации модифицируют условия конкуренции в отрасли. С одной стороны, они способствуют разработке норм, стандартов и принципов ведения бизнеса, правил качественного обслуживания покупателей, создают коллективный бренд саморегулируемой организации, который позволяет повысить конкурентоспособность членов саморегулируемой организации.

С другой стороны, существует вероятность одновременного снижения конкурентоспособности тех, кто не присоединился к организации, и создания барьеров для входа в отрасль новым, в том числе зарубежным, компаниям.

Саморегулирующая система может быть прозрачной, структурированной и подотчетной только в том случае, когда с одной стороны субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности готовы к саморегулированию, а с другой стороны, полномочия и ответственность саморегулируемых организаций подробно прописаны в законе и за ними установлен надлежащий государственный контроль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)