Договоры сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере материально-технического обеспечения товарами и энергоресурсами

До 1988 г. материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных предприятий осуществлялось на основе договоров заказа, заключавшихся сельхозпредприятиями с организациями Сельхозтехники.

После экономических реформ конца 80-х годов материально-техническое снабжение сельхозпредприятий стало производиться по договорам поставки продукции, заключаемым на основе специального Положения о поставках продукции производственно-технического назначения.

По договору поставки материально-технических ресурсов  (запасные части,  семена,  средства  защиты  растений, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и  др.) организация-поставщик  поставляет в  обусловленный  срок производимые  или  закупаемые  им   материально-технические ресурсы сельскохозяйственному товаропроизводителю для использования в производстве сельскохозяйственной  продукции,   а  хозяйство принимает и оплачивает их стоимость по установленным или согласованным ценам.

В настоящее время к договорным правоотношениям в рассматриваемой сфере могут применяться нормы ГК РФ о договоре поставки (ст.ст.506-524) с учетом ограничений и рекомендаций, предусмотренных специальным аграрным законодательством.

Другой формой материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей стал финансовый  лизинг.

Договор финансовой аренды (лизинга) – гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ). Договор лизинга признается ГК РФ в качестве разновидности договора аренды.

Важные положения о лизинге были предусмотрены в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» (с послед. изменениями).

В Законе под финансовым лизингом понимается  вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингопулучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

Предмет (материальный объект) по договору лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора  или до его истечения  (ч.2 п. 3 ст. 7).

Согласно Закону (ст. 15 п. 3) договор лизинга должен содержать данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга.

При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным» (п. 3 в ред. федерального закона от 29 января 2002).

Помимо ГК РФ и Закона, лизинг в сельском хозяйстве регулируется рядом специальных подзаконных нормативно-правовых актов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» обеспечение АПК машиностроительной продукцией производилось за счет средств федерального бюджет с привлечением к выполнению этой работы  АООТ «Росагроснаб» (п. п. 1,2).

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 224 (в ред. от 21 июля 1997 г., от 8 января 1998 г. № 11) «Об экономических основах функционирования агропромышленного комплекса  Российской Федерации в 1997 году» предусматривалось, что лизинговые компании  для осуществления лизинговых операций при поддержке государства должны были привлекаться только на конкурсной основе (п. 9).

Однако данное требование в значительной степени носило уже формальный характер, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 16 июня 1994 г. № 686 «генеральной» лизинговой компанией было определено АООТ «Росагроснаб».

После создания ОАО «Росагролизинг» лизинговые отношения в АПК регулируются нормативными  актами, утвержденными Советом директоров этой корпорации: Порядком использования средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», направляемых на обеспечение агропромышленного комплекса по договорам финансового лизинга за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней;  Договором внутреннего долгосрочного финансового лизинга; Методикой отбора лизинговой компании и др.

Согласно указанным статьям ГК РФ инициатором лизинговых договоров является лизингополучатель, который сообщает лизингодателю,  в каком имуществе он нуждается (ст. 665 ГК РФ).

Из нормативных актов ОАО «Росагролизинг» можно сделать вывод, что лизинговая компания, хотя отбирается по конкурсу, однако ее выбор зависит от ОАО «Росагролизинг»: окончательные требования к региональным лизинговым компаниям ОАО «Росагролизинг» формирует в ежегодно утверждаемом так называемом «Конкурсном предложении».

Номенклатуру конкретных объектов лизинга также определяет ОАО «Росагролизинг».

Поскольку выбор продавца объектов лизинга осуществляет «генеральная» лизинговая компания, каковой является ОАО «Росагролизинг», то по смыслу п. 2 ст. 670 ГК РФ именно «генеральный» лизингодатель должен нести ответственность перед лизингополучателем за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли–продажи.

Между тем согласно договору внутреннего долгосрочного финансового лизинга «генеральный лизингодатель» (ОАО «Росагролизинг») не несет ответственности за потери «Лизингополучателя», связанные с ущербом, повреждением или дефектом (явным или скрытым) оборудования, вытекающих из договора купли–продажи, т. е. возникших по вине продавца (поставщика, изготовителя), отобранных генеральным лизингодателем.

Договоры на производственно-техническое обслуживание сельхозпредприятий в СССР регулировались Положением и Типовым договором о порядке заключения и исполнения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов, других предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 года № 523.

В настоящее время данные акты применяются в качестве модельных правил в процессе заключения конкретных договоров подрядного типа между сельскохозяйственными товаропроизводителями обслуживающими их ремонтно-техническими предприятиями (сервисными организациями в АПК).

Во многих регионах  России значительную роль в производственном обслуживании  сельскохозяйственных товаропроизводителей играют договоры подрядного типа, которые с сельскохозяйственными товаропроизводителями заключают организации бывшей «Союзсельхозтехника» СССР, преобразованные в середине 90-х годов 20 века в акционерные общества.

ОАО “Альметьевская Сельхозтехника”  в феврале 2008 г.  («Исполнитель») заключила договор с сельскохозяйственным производственным кооперативом (СПК) «Авангард» («Заказчик»). Согласно договору Исполнитель должен был силами мехотряда вспахать 194 га земли (зяби). Заказчик обязан был предоставить исполнителю участок, организовать питание для рабочих мехотряда (3 раза в день).

Выполненные работы заказчик обязался оплачивать согласно калькуляции, составленной исполнителем. Исполнитель оставлял за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость работ при повышении цен на ГСМ, запчасти, изменении норм амортизационных отчислений и повышении минимального, затрат на оплату труда привлекаемых для исполнения договорных обязательств рабочих и специалистов.

Из данного пункта договора следовало, что наиболее важные условия экономического сотрудничества сторон (затраты, сметы, цены и т. п. показатели) были составлены в пользу исполнителя.

Хотя при критической оценке условий договора, предложенных исполнителем, заказчик согласно  ст. 421 ГК РФ имел право отказаться от  подписания договора, содержащего условия о предоставлении односторонних преимуществ обслуживающей организации-исполнителю.  Данный конкретный договор в целом подчиняется правовому режиму гражданско-правового договора подряда, регулируемого ст. ст. 702-729ГК РФ.

Однако исполнители по-прежнему нередко заключают свои договоры с сельхозпредприятиями и фермерами на основе упомянутого Типового договора о порядке заключения и исполнения договоров по производственно-техническому обслуживанию.

В Типовом договоре на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию начало течения срока приемки результатов работ было установлено со дня получения хозяйством извещения от исполнителя, подтверждающего готовность передать отремонтированные машины и агрегаты.

Однако применять пункты Типового договора, допустимо с учетом правил п. п. 1-3 ст. 421 ГК РФ: при отсутствии в  конкретных договорах ссылок на нормы (пункты) ранее опубликованных примерных или типовых договоров, последние могут применяться сторонами договоров только в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям ст.5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ. Как указано в п. 5. ст. 421 ГК РФ обычаи делового оборота должны быть применимы к отношениям сторон.

Следовательно, сельхозпредприятие вправе отвергнуть неподходящий для него пункт (условие) типового договора, сославшись на неприменимость данного пункта к своим производственным возможностям. К отношениям сторон могут быть применимы и правила ст. ст. ст. 702-729 ГК РФ.

В Федеральном законе от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” было предусмотрено, что правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3).

Анализ ст.20 Закона позволяет сделать вывод, что предприятия по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей и другие заинтересованные организации вправе заключать договоры с сельскохозяйственными товаропроизводителями на:

  • проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе консервации сильно эродированных земель;
  • обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями;
  • предоставление собственникам, владельцам, пользователям земельных участков техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Указанные отношения регулируются, как нормами названного Закона, так нормами ГК РФ о договорах подряда и простого товарищества.

Так, ежегодно Государственная станция агрохимической службы «Ульяновская» (исполнитель) заключает договоры на выполнение работ по агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий на определенных договорами площадях. Все работы исполняются в соответствии с планами  и действующими в данной сфере инструкциями.

Для выполнения полевых работ заказчик-хозяйство представляет  исполнителю производственные помещения, рабочих, специалистов, автомашины для перевозки технических специалистов исполнителя, склад для хранения и просушки почвенных проб.

В ряде областей по-прежнему заключаются договоры на авиационное обслуживание сельскохозяйственных организаций.

Обработку полей химическими удобрениями по заказам сельскохозяйственных организаций выполняют специализированные авиаотряды или владельцы частных самолетов (так называемой коммерческой авиации), например, ООО «Самарааэро», ООО «Зевс» и др. Договоры заключаются авиаотрядами или частными летчиками от их имени с сельскохозяйственным производственными организациями и фермерами.

По договору на авиационное обслуживание одна сторона договора – «Авиация» принимает на себя обязательства по выполнению авиационных работ по согласованным сторонами видам, объемам, срокам и ценам.

«Авиация» проводит инструктаж работников заказчика-хозяйства по технике безопасности при работе у воздушного судна, правилам пожарной безопасности, сигнализации на обрабатываемых участках и по сторожевой охране воздушных судов.

Заказчик, в свою очередь, обязан предоставить «Авиации»-исполнителю средства загрузки и загрузочную бригаду за свой счет; обеспечить доставку ГСМ и запчастей своим транспортом; обеспечить сохранность самолета, а его экипаж обеспечить бесплатным жильем, горячим 4-х разовым питанием во время, указанное командиром самолета; предоставлять по требованию экипажа средства связи, имеющиеся в наличии у заказчика.

Расчеты за выполняемые авиацией работы производились заказчиком с выплатой авиаотряду или владельцу самолета до 50 % предоплаты от общей стоимости подрядных работ.

Важную роль в ресурсном обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей и селян играют договоры на поставку газа.

Значительная часть населения, особенно в сельской местности, обеспечивается газом по договорам поставки газа газораспределительными организациями (ГРО), которые поставляют газ одновременно и промышленным предприятиям.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Автогазсервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к покупателю – сельскохозяйственному производственному кооперативу (СПК) «Сызранский», к сетям которого присоединены внутридомовые сети многоквартирных домов, о взыскании 314 509 руб. 69 коп., составляющие задолженность по оплате услуг за транспортировку газа для покупателя согласно договорам поставки газа № 4-0058 от 01.10.2000г., №57-4-0012/02 от 01.01.2002г., №153 от 26.11.2002г.

В суде было установлено, что между сторонами заключены три договора: поставки газа № 4-0058 от 01.10.2000; поставки газа № 57-4-0012/02 от 01.01.2002 г.; транспортировки газа №153 от 6.11.2002 г. по газораспределительным сетям ГРО.

В соответствии с условиями договоров истец обязался оказывать должнику услуги по транспортировке газа, а ответчик обязался оплачивать стоимость оказанных услуг.

Суд также отметил, что заключенные сторонами сделки, помимо  элементов договора поставки и транспортировки газа, содержали и некоторые признаки, характерные для договора возмездного оказания услуг (ст.ст. 779, 781 ГК РФ).

Газоснабжающие организации и газораспределительные организации (ГРО) в различной организационно-правовой форме (ООО, ОАО) заключают с гражданами и организациями, как договоры поставки газа, так и иные договоры, содержание которых свидетельствует в пользу их «смешанного юридического характера» (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

ОАО «Полевскоймежрайгаз» в Свердловской области является одним из тех предприятий, на которые возложена задача  по поставке газа населению и предприятиям Полевского района, Свердловской области.

ОАО «Полевскоймежрайгаз» имеет свои газораспределительные сети среднего и низкого давления, поэтому выполняет функции газораспределительной организации (ГРО).

На ОАО «Полевскоймежрайгаз», как и любую ГРО, кроме транспортировки газа, возложена ответственность за поддержание технического состояния газовых сетей на должном уровне (элементы договора подряда), обеспечение заданного давления в сети, безопасности потребителей, содержание аварийно-диспетчерских служб, за отбор газа в пределах установленных лимитов.

Функции ОАО «Газпром» и его дочерних предприятий заканчиваются на вводе от магистрального газопровода в местные газораспределительные системы данного пункта. Все дальнейшие обязанности по распределению и доставке газа потребителям возложены на ОАО «Полевскоймежрайгаз».

Хотя газ, как известно,  в основном  поставляют газодобывающие структуры ОАО «Газпром». Проблемы по работе с населением и организациями ОАО «Полевскоймежрайгаз» приходится решать с горгазами, а последним – непосредственно с гражданами, на отношения с участием которых, суды общей юрисдикции применяют ряд норм ГК РФ о договоре энергоснабжения.

Между тем Правила поставки газа  закрепили в самом общем виде только нормы о двух договорах: поставки и транспортировки газа.

Хотя в сфере газоснабжения система применяемых договоров гораздо шире, как, впрочем, сложнее и «цепочка» договорных связей, которая состоит, как правило, из следующих звеньев:

  • ОАО «Газпром»;
  • его дочерняя торговая фирма (общество) ООО «Межрегионгаз» (далее, как правило, ГлавМежрегионгаз), региональные ООО «Межрегионгаза», контролируемые ими через ОАО «Регионхолдинг», которое, в свою очередь, контролируется ОАО «Газпром»;
  • газораспределительные организации (ГРО) и абоненты-граждане.

В настоящее время ООО «Газпром-межрегионгаз» осуществляет реализацию природного газа в 68 регионах Российской Федерации через 49 региональных компаний по реализации газа и их филиалы. Компании являются самостоятельными юридическими лицами, которые осуществляют свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Важную роль в газоснабжении сельских и городских поселений играют не только газопроводы системы ОАО «Газпром», но и местные газопроводы, принадлежащие муниципальным органам.

Так, в декабре 2011 года Администрация Солецкого городского поселения (Заказчик строительства) заключила муниципальный контракт с ООО «РСУ Новкоммунсервис» (Великий Новгород) по строительству газопровода среднего давления протяженностью 2217 метров; строительству газопровода низкого давления- протяженностью 359 метров, с врезкой в действующий газопровод среднего давления, а также фасадные газопроводов.

Нередко сельские граждане проводят местные газопроводы за счет личных средств для нескольких абонентов-потребителей.

Один из абонентов становится основным, поскольку от его газопровода идет труба к остальным потребителям – субабонентам.  В данной связи возникает проблема компенсации части затрат субабонентами в пользу основного абонента, который он произвел при строительстве местного сельского меж домового газопровода.

При решении вопроса о распределении расходов между абонентом и субабонентами, представители межрайгаза или горгаза обычно полагают, что все расходы должны нести новые потребители-субабоненты.

Проект на газификацию частных домов граждане обычно заказывают облгазам и его филиалам. Так, в Новгородской области финансирование строительства сельских газопроводов осуществляется в соответствии с Программой газификации Новгородской области согласно постановлению Правительства РФ от 3 мая 2001 г. № 335, разработанной  и утвержденной Администрацией Новгородской области на 2012.

В ряде субъектов федерации России местными организациями, являющимися локальными монополистами в транзите и распределении газа, нарушаются единые правовые принципы и условия подключения независимых поставщиков-производителей газа и газораспределительных организаций (ГРО) к магистральным газопроводам системы ОАО «Газпром».

В данной связи вряд ли будут способствовать соблюдению единых правовых принципов регулирования газоснабжения предложения по разделению единой правовой и технологической системы ОАО «Газпром» на ряд организационно обособленных трубопроводных систем. Поэтому позитивно, что В. В. Путин, в своей речи по случаю 10-летия РАО «Газпром»признал, что «Газпром» как структурная компания должен сохраниться как единая организация.

Так же будем подходить к совершенствованию деятельности компании в будущем. Государство будет настаивать на снижении издержек и повышении эффективности деятельности, но не поддержит никаких планов расчленения или разделения «Газпрома».

В законодательстве решен вопрос о подключении потребителей к региональным газопроводам. Обычно доступ потребителей газа к местным газораспределительным системам предоставляется при наличии:

  • свободной мощности местной газораспределительной сети;
  • подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям газа с пунктами учета и контроля качества газа, подготовленных к началу поставки газа;
  • соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации;
  • разрешений у потребителей на использование газа в качестве топлива (п. 4 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

Решение о присоединении нового потребителя к системе транспортировки газа принимает газораспределительная и газотранспортная организация исходя из технической мощности газораспределительной сети, а также анализа уже заключенных договоров с указанием объемов транспортируемого газа, рассчитывает оставшиеся свободные мощности местной газотранспортной сети.

В приоритетном порядке газораспределительная организация удовлетворяет заявки организаций, обеспечивающих коммунально-бытовые нужды сельского населения, проживающего в месте расположения газораспределительной сети.

Затем приоритетом пользуются заявки организаций, претендующих на заключение договора с наиболее длительным сроком транспортировки газа.

При равных условиях доступ организаций к местной газораспределительной сети осуществляется пропорционально заявленным объемам транспортировки газа (п. 7 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

Как видим, данное Положение не определяет процедуру подключения граждан-бонентов к газопроводу, построенному счет собственных средств одного из граждан-основного абонента.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (п. 3 ст. 72) государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена энергоресурсов определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются осуществлять в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации ввело порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с правилами поставок продукции для федеральных государственных нужд (ст.18 Федерального закона “О газоснабжении в Российской Федерации”).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №753 «О заключении государственных контрактов на поставку газа организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета» и введен в действие с 1 января 2001 г.

Указанные контракты с поставщиками газа заключают государственные заказчики газа, перечень которых формируется Министерством финансов Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации из числа главных распорядителей средств федерального бюджета.

Указанная структура договорно-хозяйственных связей по газоснабжению сельских и городских поселений отмечается и в научной статьях.

Так, Е. С. Ращевский очерчивает следующую структуру договорных отношений в сфере газоснабжения потребителей: между поставщиками и потребителями газа; между поставщиками и газораспределительными организациями (ГРО); между газораспределительными ор­ганизациями и потребителями.

Два последних договора опосредуют деятельность специализированной газораспреде­лительной организации (ГРО), имеющую собственную газотранспортную систему, осуществляющую подачу газа потребителям, транспортировку газа, развитие, эксплуатацию и ре­монт газотранспортных систем.

Как правильно отмечает В. К. Марков, отмеченная структура договорных отношений нашла отражение в п. 32 Правил поставки газа потребителям Российской Феде­рации 1994 года. В Правилах поставки газа 1998 года такая структура не предусмотрена. Однако подобная договорная практика в отдельных регионах еще сохраняется. В ряде случаев газоснабжающие организации заключают трехсторонние договоры между поставщиком, ГРО и абонентом.

В. В. Башунов полагает, что договор газоснабжения является разновидностью договора энергоснабжения. По договору газоснабжения субъектами выступают газоснабжающая организация и любой потребитель газа.

Сторонами же договора поставки газа являются поставщик и покупатель газа. Различие между названными договорами, опосредующими отношения по передаче газа, прежде всего, выражено в цели их заключения для лица, приобретающего газ.

Договоры снабжения газом через присоединенную сеть заключаются приобретателями газа для использования его в собственных бытовых или про­изводственных нуждах в качестве топлива или сырья.

В части признания договора газоснабжения как разновидности договора энергоснабжения для использования его в бытовых нуждах граждан следует согласиться. Однако подача газа гражданам-покупателям, как показывает судебная практика, может быть осуществлена и на основании договора поставки.

При этом в качестве покупателя выступает поселенческая жилищно-коммунальная организация или предприятие, которое через свои сети подает газ в многоквартирные дома граждан.

Общество    с    ограниченной    ответственностью    «Ульяновскрегионгаз» (истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о взыскании 633.414 руб. 03  коп., в том числе 557.342 руб. 93 коп. –  основного долга,  за поставленный газ с  Муниципального унитарного предприятия «Поселенческое жилищно-коммунальное хозяйство». Газ был поставлен ответчику в марте – декабре 2005 года.

Определением Арбитражного  суда Ульяновской  области  от  11.10.2006 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом были привлечены ООО «Ульяновскгазсервис» и ООО «Ульяновскоблгаз», поскольку судебный акт по данному делу мог затронуть их права и законные интересы.

Судом было установлено, что  в 2004 году истец и МУП «Радищевотеплосеть» заключили договор поставки газа № 57-5-0140/05, согласно которому Поставщик (истец) поставлял газ до границы газопровода, принадлежащего Покупателю (МУП «Радищевотеплосеть»), а Покупатель принимал газ и оплачивал Поставщику стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и расходы по транспортировке газа от ГРС № 23 ООО «Самаратрансгаз» по сетям ГРО.

Во исполнение условий договора истцом был поставлен газ в марте и декабре 2005г. на сумму 1.208.176 руб. 62 коп. МУП «Радищевотеплосеть» произвело частичную оплату долга в сумме 650.833 руб. 69 коп.

Таким образом, задолженность по оплате газа составила 557. 342 руб. 93 коп. В октябре 2006г. между МУП «Радищевотеплосеть» (Должник) и МУП «Поселенческое ЖКХ» (Организация) был заключен договор № 11-255 о переводе долга, согласно которому (Организация) приняла на себя обязательства (с согласия истца – «Ульяновскрегионгаз») по оплате поставленного природного газа по двум договорам: договору № 57-5-0140/05 и  договору № 57-5-0149/06.

В судебном   заседании      представитель   истца   обратился   с   ходатайством о приобщении к материалам дела договора перевода долга № 11 -255 от 02.10.2006 г.Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд взыскал с «Поселенческое ЖКХ» 557342 руб.-основного долга, и на основании ст. 395 ГК РФ -76071 руб. – процентов за просрочку в оплате основного долга.

Нельзя не отметить, что представители ответчика в своих объяснениях суду указывали, что просрочка в оплате долга возникла в связи с невыполнением обязательств со стороны граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Думается, что суд должен был изучить вопрос о возможности освобождения «Поселенческого ЖКХ» от ответственности за просрочку в оплате на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ – отсутствие вины в просрочке оплаты.

Во всяком случае, рассматривая иски к покупателям газа (ТСЖ, управляющим компаниям, местным ЖКХ и т. п.), суды должны исследовать объяснения представителей покупателя в части тех мер, которые ответчик-покупатель принимал для своевременного взыскания платежей с граждан за газ, поданный им в жилые помещения.

Согласно Жилищному кодексу РФ 2004 г. и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 № 307 между гражданином и поставщиком энергоресурсов (газа, воды) и энергии был введен посредник-управляющая организация.

Как следует из ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), управляющая организация была обязана заключить с гражданами – собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах  – договор на управление многоквартирным домом.

В постановлении от 6 мая 2011 г. №354 предусмотрено, что новые Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, поскольку регулирование их осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.

В результате организационные обязанности по заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых энергетических сетей, а также оборудования  и наиболее опасных для граждан – газовых сетей, в противоречии с п. 2 ст. 543 ГК РФ стали возлагаться на сельских и городских граждан – потребителей энергии и энергетических ресурсов.

Подачу же энергии и газа во внутридомовые сети по-прежнему осуществляют энергоснабжающие организации: сетевые организации, гарантирующие поставщики, газоснабжающие организации, газораспределительные организации (ГРО) и т.п.

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549 обслуживание внутридомовых инженерных систем должно осуществляться лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме, т. е. гражданами (п. 7).

В соответствии с п. 3 Правил поставки газа ВДГО – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Если до 2007 г. техническое обслуживание (ТО) подводящего и внутридомового газопровода осуществлялось на основе договора, заключенного между газораспределительной организацией (ГРО) и управляющей компанией, и ответственность за безопасность газопроводов и ВДГО помещений лежала именно на них, то с 2011 г. эта ответственность перешла непосредственно к каждому собственнику жилья или квартиросъемщику.

Руководители поставщиков газа  проводят такую политику, согласно которой каждый собственник или наниматель жилого помещения обязан заключить договоры на ТО, как внутридомового газового оборудования, так и внутридомовых сетей, а также на аварийно-диспетчерское обеспечение со специализированными организациями.

В противном случае, поставщик газа, например, «ООО «Газпром- межрегионгаз – Ульяновск» приостанавливает поставки газа в соответствии с п. 45 «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных  постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549.

Повторный пуск газа в многоквартирные дома и отдельные квартиры обычно производится по указанию «ООО «Газпром-межрегионгаз – Ульяновск» после заключения договоров на ТОиР со всеми собственниками квартир, которые вносят за повторный пуск отдельную, дополнительную плату.

Граждане, ссылаясь правила на п. 1 ст. 540 ГК РФ, вполне законно полагают, что  договоры на энергоснабжениие , сопутствующие договоры на техническое обслуживание (ТОиР) внутридомового газового оборудования (ВДГО) заключены с ними с момента первого фактического подключения подводящего и внутридомового газопровода к ВДГО.

Таким образом, безопасность внутриквартирных и внутридомовых газовых сетей и оборудования (ВДГО) в определенной степени зависит от того, заключил ли гражданин с ремонтно-обслуживающей организацией, кроме основного договора энергоснабжения или договора управления многоквартирным домом, еще и вспомогательный договор – на ремонт и техническое обслуживание внутриквартирных сетей или не заключил.

В случаях аварий на внутридомовых газовых сетях, оптовые поставщики (продавцы) газа, энергии и энергоресурсов в оправдание ссылаются на ремонтно-обслуживающие организации (обычно их функции выполняют горгазы, сетевые организации, ГРО, городской «Водоканал» и т.п.), а последние – на отсутствие соответствующего договора с гражданином.

Аварии, спровоцированные, в том числе пробелами в законодательстве об эксплуатации газового оборудования, привели к принятию еще одного нормативного правового акта – Правил поставки газа 1998 и 2008 г.,  которые регулируют отношения между поставщиками и потребителями газа.

Сторонами договора поставки газа признаются поставщик газа и абонент. Поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.

Абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его.

Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Подобная схема договорных отношений по поставке газа полностью совпадает с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг потребителям (п. п. «в» п. 49).

Правила поставки газа дают также определение понятию «специализированная организация» – это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Как следует из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), управляющая организация была обязана, заключить с гражданами – собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах  – договор на управление многоквартирным домом.

Но даже с принятием новых норм противоречий не уменьшилось, а только прибавилось. Так, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г,  казалось бы должны регулировать взаимоотношения поставщика газа с гражданами –абонентами.

Однако, напротив, в  Правилах от 21.07. 2008 г. предусмотрено, что они не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Под юридическим лицом в данном пункте, очевидно, подразумевается управляющая организация, приобретающая газ в интересах граждан многоквартирного дома.

Следовательно, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008г., прежде всего, регулируют отношения поставщика газа с управляющей организацией или с организацией, выполняющей аналогичные функции, например, ТСЖ, которые, по смыслу Правил, должны заключить договор поставки газа с газоснабжающей организацией – местным Регионгазом системы ОАО «Газпром» или независимой газораспределительной организацией (ГРО).

В результате отношения по энергоснабжению сельских и городских поселений, в том числе, по газоснабжению по воле законодателя были «трансформированы» в правоотношения по предоставлению гражданам не энергии и газа,  а в отношения по предоставлению гражданам «коммунального ресурса». 

Подмена правоотношений энергоснабжения граждан на правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, как нам представляется, обусловлена рядом причин, прежде всего, экономических, технических и юридических.

Теперь согласно ст. 161 ЖК РФ (в ред. Закона от 4 июня 2011 г. № 122)  при управлении многоквартирным управляющая  организация несет ответственность перед собственниками помещений за выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

При этом качество работ должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, за ремонт и обслуживание внутридомовых электрических, газовых и иных сетей несет не поставщик ресурсов и энергии или сетевая организация, а управляющая организация.

На практике отношения энергоснабжающей организацией с гражданином по подаче электроэнергии, тепла и газа в индивидуальный жилой дом или с управляющей организацией (или с товариществом собственников жилья – ТСЖ) обычно оформляются договором поставки.

Однако, надо отдать должное, что ряд судей в процессе рассмотрения споров поставщиков энергии и энергоресурсов с гражданами, помимо норм о договоре поставки, применяют и некоторые нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения: договор с гражданином считается заключенным с момента первого подключения (п. 1 ст. 540); гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).

Итак, в одних случаях, ремонт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования граждан могут производить поставщики газа, в других – управляющие организации,  в третьих – специализированные организации.

Из указанных Правил не всегда достаточно ясно, кто (поставщик газа, управляющая организация, специализированная организация по ремонту и техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей и газового оборудования или гражданин) несет ответственность за безопасность внутридомовых и внешних газовых сетей, что может привести к снижению уровня безопасности газоснабжения граждан.

В регионах по-прежнему неоднозначно решается вопрос о стоимости подключения внутридомовых энергетических сетей и оборудования к сетям снабжающих организаций.

Так, вместо обещанных 25 тыс. руб. за однократное техническое присоединение индивидуального дома к газоснабжающей или газораспределительной организации (ГРО), в некоторых городах и поселках, сетевые организации собирают с владельцев дома от 40 до 80 тыс. руб.

Имеются факты сбора денег с граждан неуполномоченными лицами и без выдачи им квитанций. В частности, потому, что по правилам технологического присоединения потребителя энергии или энергоресурса сетевая организация имеет право выполнять мероприятия по исполнению обязанностей по техническому присоединению домовладений граждан к своим сетям – до 1года, а для юридических лиц-до 2 лет.

Хотя понятно, что дом или коттедж или индивидуальный дом с электрооборудованием до 15 квт. или газовый котел не требуют выполнения сложных и затратных мероприятий, поскольку для этого нужны элементарные стандартные устройства: труба, стойки или кабель (провод), несколько опор, и расчет нагрузки для трансформаторной подстанции, учитывающий общую мощность электроустановок присоединенных домовладений.

Зачем, спрашивается, для стандартных условий утверждены такие правила присоединения. Вопрос риторический: они разработаны в интересах сетевых организаций.

При этом в долевом финансировании инвестиционных программ развития местных газовых и других  энергетических сетей муниципальные органы управления, как правило,  участвуют недостаточно. Причины такого пассивного отношения муниципальных органов до общественности не доводятся.

В итоге нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения, закрепившими льготный правовой режим для граждан по сравнению с коммерческими потребителями, в подзаконных актах в сферах энергоснабжения, «вытесняются» корпоративными актами энергоснабжающих организаций.

В частности, путем замены гражданско-правовой конструкции договора энергоснабжения (закрепленной в ГК РФ, на конструкцию о договорах поставки гарантирующим поставщиком, транспортировки (подачи) газа или предоставления гражданам коммунальных услуг, которые предусмотрены в Правилах и Инструкциях, т. е. в подзаконных актах.

В связи отмеченными обстоятельствами в  Законе о газоснабжении и в Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» (1987 г.), других положениях, определяющих порядок подключения независимых организаций к газопроводам, целесообразно закрепить следующую норму:

«Право на подключение к газопроводам ОАО «Газпром» и другим межведомственным газопроводам (публичным) имеют независимые поставщики-производители газа (с целью продажи собственного газа), ГРО, а также владельцы газопроводов муниципального, областного или межобластного значения («публичных газопроводов»), имеющие на любом законном основании газопроводы и газораспределительные сети, с целью оказания услуг по транспортировке и распределения газа  сельским поселениям и другим потребителям, присоединенным к их сетям».

В тех случаях, когда граждане заключают договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, то именно данная организация обязана заключить договоры на поставку энергии и энергоресурсов с их поставщиками (энергоснабжающими организациями).

Однако Жилищный кодекс РФ предусматривает и другой вариант структуры связей  на поставку гражданам энергии и коммунальных ресурсов. Может быть вариант, когда граждане многоквартирного дома не выбрали способ управления многоквартирным домом (в связи с продлением срока выбора управления домом).

На это случай в  п. 3. ст. 164 ЖК РФ предусмотрено, что в интересах всех собственников по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников квартиры или  любое другое лицо по доверенности от остальных собственников помещений в доме, т. е. представитель собственников жилых помещений.

Следовательно, такой представитель  может быть уполномочен на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в специальной доверенности. Делегирование функций на заключение договоров может быть отражено в протоколе общего собрания собственников (п. 3 ст. 164 ЖК).

Согласно ст. 162 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В данном пункте закреплены две взаимно исключающие нормы. Первая норма устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключатся управляющей организацией с каждым собственником помещения (квартиры).

И эта норма отвечает общим принципам и другим правилам ГК РФ. Однако далее говорится, что собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Непонятно, как могут выступать собственники в качестве одной стороны договора, если договор управления многоквартирным домом подписывается каждым собственником самостоятельно. Данная формулировка свидетельствует о попытке разработчиков поправок к ЖК РФ установить своего рода коллективную ответственность всех собственников квартир перед управляющей организацией.

Однако реализация второго правила возможна только в том случае, если собственники квартир создадут товарищество собственников жилья (ТСЖ) или другой потребительский кооператив. При данном решении договоры поставки энергии и энергетических ресурсов с поставщиками сможет заключать от имени собственников ТСЖ. Но в этом случае собственникам квартир нет смысла заключать договор с управляющей организацией: проще создать полноценное товарищество или перейти к непосредственному управлению многоквартирным домом (ст. 164 ЖК).

Идея разработчиков поправок к ЖК РФ становится более понятной после изучения прав и обязанностей Совета многоквартирного дом. Согласно поправкам к ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)  собственники квартир многоквартирного дома вправе выдать доверенность председателю Совета многоквартирного дома.

В этом случае по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю Совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями (п /п3 ст. 161 1. ЖК РФ).

Но только вряд ли собственники захотят добровольно выдавать такие доверенности председателю Совета с тем, чтобы нести некую коллективную или солидарную ответственность перед управляющей организацией, в том числе, по задолженностям одного из нерадивых жильцов дома в части оплаты энергии и ресурсов перед их поставщиками.  У председателя Совета согласно ЖК РФ довольно широкий объем обязанностей.

В частности, председатель Совета на основании решении общего собрания об его избрании или (в указанных в ЖК РФ случаях) доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, может:

  • до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры с управляющей организацией относительно условий указанного договора;
  • заключать договор управления многоквартирным домом;
  • осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • подписывать акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме,  а также акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ;
  • выступать в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Правовые вопросы обеспечения граждан газом, энергией и коммунальными услугами с участием управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ) привлекают к себе пристальное внимание экономистов, юристов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако в правовой литературе иногда делаются выводы, которые не соответствуют реальному договорно-правовому режиму, установившемуся в соответствии с новыми правилами обеспечения коммунальными ресурсами граждан.

Так, М.И. Гулей утверждает, что результат жилищно-коммунальнойуслуги представляет собой нематериальное благо  – комфортные условия жизни и деятельности потребителя, приобретаемые путем совершения исполнителем и потребителем согласованных действий или осуществления определенной деятельности по использованию через присоединенные сети материальных и энергетических ресурсов (вода, газ, электричество, тепло и т.п.) в целях удовлетворения бытовых потребностей и создания определенного сторонами уровня удобств в помещении.

В результате под предметом договора на управление многоквартирными домами (или) жилыми домами предлагается понимать деятельность по управлению в целях создания комфортных условий жизни и деятельности потребителя, которая осуществляется посредством постановки задачи (обеспечение стандартного уровня бытовых условий жизни и деятельности человека), планирования этапов достижения поставленной задачи, контроля и сравнительного анализа выполнения плана; координации заданий, а также обеспечения эффективного сотрудничества между различными исполнителями ЖКУ.

Между тем гражданам нужны не управленческие услуги, а результаты работ, проведенных в процессе исполнения договора на управление многоквартирным домом. 

Граждан интересуют не задачи, планы, контрольные функции, а получение энергии и энергоресурсов (определенного давления, температуры, частоты тока и т д.) и проведение капитального и текущего ремонта их имущества.

Кроме того, термин – комфортные услуги не используется ни в ГК РФ, ни в договорах управления многоквартирным домом, ни в договорах поставки энергии и энергетических ресурсов. Гражданское право регулирует не деятельность-это предмет хозяйственного права, а имущественные отношения, возникающие в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Основные затраты,  связанные с реформированием ЖКХ, нередко  «перекладываются» с поставщиков газа и коммунальных организаций на «плечи» граждан.

Так, согласно новых Правил, утвержденных постановлением РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, плата за содержание и ремонт жилых помещений включает, в частности, расходы:

  • на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем;
  • на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;
  • на снятие показаний приборов учета;
  • на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги;
  • на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.29).

Важен вопрос о правовом режиме и судьбе средств, уплаченных гражданами на проведение текущих и капитальных ремонтов внутридомовых электрических и газовых сетей, ВДГО и другого общего имущества многоквартирного дома.

Ясно, что одним из признаков правового режима средств, внесенных гражданами на ремонт, состоит в том, что они могут быть использованы управляющей организацией или ТСЖ только по целевому назначению. 

Руководители управляющих компаний не всегда представляют, что при невыполнении ремонтов общего имущества граждане – собственники квартир в многоквартирном доме и индивидуальных домов имеют право предпринять в отношении таких организаций следующие действия:

  • потребовать от управляющей организации представить документы, подтверждающие выполнение работ по текущему и капитальному ремонту имущества многоквартирного дома  и проведения осмотра на месте результатов ремонта. Данное право граждан непосредственно вытекает из упомянутого правила п. 11 ст. 162 ЖК РФ;
  • в случае отказа представления документов и проведения осмотра на месте, на основании ст. 12 ГК РФ потребовать с управляющей организации выполнения действий в натуре, т. е. проведения ремонта общего имущества (образно говоря «отработки» денег, уплаченных гражданами за все время владения своими квартирами).

Гражданин имеет право предъявить иск к управляющей организации о защите права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома в части проведения реальных действий по принудительному ремонту внутридомового газового оборудования, электрических сетей и другого общего имущества граждан.

При этом, ка следует из ст. 208 ГК РФ срок исковой давности, не распространяется на требования, связанные с защитой всяких нарушений прав собственности, в частности, надлежащего исполнения управляющей или привлекаемыми ремонтными организациями договоров на ремонт и техническое обслуживание недвижимого имущества (например, коммуникаций, подвалов, чердаков и т.д.).

В случае отсутствия управляющей компании (ликвидации или объявление о ее банкротстве),  граждане на основании ст. 1069 ГК РФ имеют право предъявлять иски о защите своих прав и к органу местного самоуправления, не принявшему меры по надлежащему контролю за деятельностью управляющей организации или ТСЖ, в результате бездействий которых (невыполнения текущих и капитальных ремонтов) имуществу собственников квартир многоквартирного дома причинен вред (взрывы газового оборудования, разрушение коммуникаций, затопление подвалов, квартир и т.п.).

Нередко новая управляющая организация игнорирует требования норм Жилищного кодекса РФ. Так, в вопросе 13 повестки дня собрания протокола заочного голосования собственникам квартир многоквартирного дома  управляющей организацией была предложена формулировка: «срок хранения бланков решений собственников по вопросам заочного голосования – 6 месяцев с момента оформления протокола общего собрания собственников».

Понятно желание управляющих организаций: если за решение проголосует более 50 % собственников, то все решения считаются принятыми общим собранием собственников квартир.  Даже если решения не были поддержаны 50 % собственниками, то доказательств у граждан может и не быть, поскольку управляющая организация после истечения 6 месяцев с момента оформления протокола общего собрания собственников может эти протоколы уничтожить.

При оценке законности принятия решения в части установления непродолжительных  сроков хранения протоколов собраний, бюллетеней для заочного голосования и других документов, связанных с управлением многоквартирным домом, следует учитывать, что  согласно п. 10 ст. 162 ЖК РФ, прежняя управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, вновь выбранной или назначенной управляющей организации или другому уполномоченному лицу, не позднее, чем за 30- дней до прекращения  договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией.

Полагаем, что протоколы собраний собственников и управляющей организации, любые бланки как для очного, так для заочного голосования, а также другие документы, относящиеся к вопросам управления многоквартирным домом, должны храниться постоянно, пока существует объект управления – имущество многоквартирного дома.   Изложенные проблемы позволяют сделать следующие общие выводы.

Следует выделить основные правовые и технические нормы, которые, как нам представляется, образуют правовую конструкцию договора энергоснабжения:

  • процесс подачи энергии и энергетических ресурсов в жилые дома и квартиры граждан непрерывен;
  • обеспечение физических процессов подачи энергии и энергоресурсов гражданам не должно зависеть от того, кто имеет права владения на электрические и другие сети:
  • поставщики энергии и энергоресурсов или управляющие организации;
  • обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей должна возлагаться на энергоснабжающую или сетевую организацию;
  • договор в одностороннем порядке с поставщиком энергии или энергоресурсов может расторгнуть только гражданин, а поставщик с гражданином договор энергоснабжения в одностороннем порядке в принципе расторгнуть не имеет права (п. 1 ст.546 ГК РФ);
  • в отношении гражданина-абонента возможны перерыв подачи энергии или ограничения подачи энергии, но только  в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии и при условии немедленного предварительного уведомления абонента-гражданина об этом (п. п. 1, 2 и 3 ст.546 ГК РФ);
  • в тех случаях, когда энергия и энергоресурсы подаются в квартиры граждан, на отношения газоснабжающей организации и гражданина распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300- “О защите прав потребителей”.

Также следует сделать вывод, что юридическое и организационное единство ОАО «Газпром»- это гарантия и технологического единства всей российской системы магистральных газопроводов, хранилищ газа и других объектов, расположенных вдоль единой системы газоснабжения ОАО «Газпром».

Технологическое единство, в свою очередь, облегчает правовое регулирование газоснабжения на единых принципах независимо от административно-территориального деления России.

Разумеется, стороны не должны включать в их договор такие условия, которые противоречат императивным (обязательным) нормам ГК РФ, или правовые последствия которых могут быть, в  случае возникновения разногласий, истолкованы сторонами или судом, как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).

Принципиальные положения Конституции РФ о правах и свободах человека как высшей ценности, правовом характере российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, праве граждан на благоприятную окружающую среду и другие требуют, чтобы частные экономические интересы ОАО «Газпром» и других газоснабжающих предпринимательских организаций не ставились выше интересов граждан – потребителей газа.

Указанные конституционные нормы требуют, чтобы в подзаконных актах, регулирующих газоснабжение граждан, не предусматривались антигуманные нормы, нарушающие естественные права граждан, в частности, на благоприятную окружающую среду.

К таким антигуманным нормам следует отнести и правила, разрешающие применять в отношении организаций, к которым присоединены газовые сети граждан-потребителей, оперативные меры воздействия, в частности, внесудебные отключения бытовых газовых устройств и оборудования от источников подачи газа, например, в связи с неполной оплатой или неоплатой стоимости потребленного ими газа.

Гражданин, будучи высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), в подзаконных нормативно-правовых актах не должен ставиться в качестве субъекта, предназначенного для извлечения прибыли на условиях, сформулированных коммерческой организацией-поставщиком энергии и энергетических ресурсов (газа, холодной и горячей воды).

Тип или вид договора о передаче энергии и энергетических ресурсов гражданину должен устанавливаться государством, а не предопределяться условиями хозяйственного оборота, Наблюдательного органа Совета рынка электроэнергии или техническими регламентами оптового и розничного рынков электроэнергии.

Правовые принципы свободы договора и равноправия контрагентов могут более или менее последовательно реализовываться только между коммерческими организациями, а не в сфере жилищных правоотношений и подачи гражданам энергии и энергетических ресурсов.

Потребителей по приоритетности обеспечения газом необходимо классифицировать на следующие категории:

  • абонент – физическое или юридическое лицо, покупающее газ для собственного бытового потребления (бытовые потребители);
  • сельские потребители;
  • потребители-предприниматели, использующие газ в качестве сырья или топлива для выпуска продукции (товаров, оказания услуг, выполнения работ, не связанных с бытовым потреблением).

Непрерывность процесса подачи энергии и энергоресурсов для сельских поселений и в жилые дома граждан предполагает, что ответственность за безопасность или, как минимум, единый надзор должен нести основной субъект в сфере энергоснабжения. Таковым должен считаться поставщик энергии или сетевая организация.

Исходя из этого требования, можно сделать вывод, что ответственность за все технические проблемы, связанные с подачей энергии и энергоресурсов, должна нести энергоснабжающая организация, а не управляющая компания, обслуживающая жилой дом граждан.

В целях технического обеспечения подачи газа и одновременно безопасности покупателей необходимы сложные технические устройства.

Для регулирования сложных технологических отношений необходим и особый правовой режим. Наиболее подходящий правовой режим для регулирования указанных отношений предусматривают нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения.

Важную роль в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских граждан не только газом, но иводными ресурсами играют договоры водоснабжения и лицензионные процедуры.

Водный кодекс РФ (далее ВК РФ) вступил в силу с 1 января 2007г. Порядок введения его в действие установлен Федеральным законом от 03.06.2006г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ).

ВК РФ регулирует в основном, впрочем, как и ранее действовавший от 16.11.1995г. № 167-ФЗ, правоотношения по использованию поверхностных водных объектов. Правоотношения по использованию подземных вод по прежнему регулируется Законом РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» (далее Закон РФ «О недрах»).

Отличительной особенностью нового ВК РФ с точки зрения платности водопользования является то, что он предусматривает переход от уплаты водного налога за использование поверхностных водных объектов к взиманию платы за пользование поверхностными водными объектами по договору водопользования (п. 1 ст. 11, ст. 20 ВК РФ) или вообще к бесплатному водопользованию на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ст.11 ВК РФ).

При этом отдельные виды водопользования, перечисленные в п. 3 ст. 11 ВК РФ вообще не требуют ни заключения договора водопользования, ни принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (лицензии).

В Водном кодексе РФ определен порядок предоставления водных объектов потребителям в пользование на основании вновь заключаемых договоров водопользования (после 1 января 2007 г.).

Однако следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 5 Закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений  органов исполнительной власти субъектов РФ,  либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие  нового ВК РФ, сохраняют права  долгосрочного  или  краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Следовательно, лицензии на водопользование, даже если они были выданы до 2020 года, будут продолжать действовать, если только водопользователь не пожелает переоформить отношения по водопользованию с лицензионно-разрешительной системы на договорные правоотношения.

Водопользователями по договору могут быть физические и юридические лица,  которые в соответствии с  п. 1 ст. 11 ВК РФ используют водные объекты для следующих целей:

  • забора  (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования  акватории  водных  объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования  водных  объектов  без  забора  (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

В п. 2 ст. 11 ВК РФ указаны случаи, когда не требуется заключение договора водопользования. Так, не требуется заключение договора для осуществления судоходства, рыболовства, охоты, полива огородов, купания и др. (всего в п. 2 ст. 11 ВК РФ перечислено 11случаев).

Не заключаются договоры водопользования и в случаях, определенных в п. 3 ст. 11 ВК РФ, в частности, если водный объект используется для:

  • осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
  • забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе  водных  ресурсов,  содержащих  полезные  ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, проведения  геологического  изучения,  а  также   геофизических, геодезических,   картографических,   топографических,   гидрографических, водолазных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов  в  целях  обеспечения  пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуации  и  ликвидации их последствий и др. (всего в п. 3 ст. 11 ВК РФ перечислено 18 случаев).

Отношения, возникающие в связи с забором, например, водных ресурсов,  содержащих  полезные  ископаемые, регулируются федеральными Законами «О недрах» 1992 г. (с последующими неоднократными изменениями и дополнениями) и «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (с последующими неоднократными изменениями и дополнениями).

Согласно ч. 5 ст. 9 Закона «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции – с момента вступления такого соглашения в силу.

В п.1ст. 13 ВК РФ предусмотрено правило, которое обязывает стороны договора водопользования определить ряд необходимых для данного договора условий и обязанностей водопользователя.

В частности, договор водопользования должен содержать:

  • сведения о водном объекте, в том числе,  описание  границ  водного объекта,  его  части,  в  пределах  которых  предполагается  осуществлять водопользование;
  • цель, виды и условия использования водного объекта или его  части (в том числе  объем  допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;
  • срок действия договора водопользования;
  • размер платы за  пользование  водным  объектом  или  его  частью, условия и сроки внесения данной платы;
  • порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
  • ответственность сторон договора водопользования за нарушение  его условий.

Стороны договора водопользования, безусловно, обязаны исполнять все правила ст. ст. 55-61 Водного кодекса, поскольку предусмотренные в отмеченных статьях требования носят императивный (категоричный, обязательный) характер.

Так, согласно п. 6. ст. 56 Кодекса содержание радиоактивных  веществ,  пестицидов,   агрохимикатов и других опасных для  здоровья  человека  веществ  и  соединений  в  водных объектах не должно превышать соответственно предельно  допустимые  уровни естественного  радиационного  фона,  характерные  для  отдельных   водных объектов,  и  иные  установленные  в  соответствии  с   законодательством Российской Федерации нормативы. В п. 6 ст. 61 Водного кодекса  дается целый перечень прямых запретов для водопользователей.

В частности, при эксплуатации водохозяйственной системы водопользователям запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не  подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости  превышения нормативов  допустимого  воздействия  на  водные  объекты  и   нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных  объектах),  а также   сточных   вод,   не   соответствующих   требованиям   технических регламентов;
  • производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта  в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
  • осуществлять сброс  в  водные  объекты  сточных  вод,  в  которых содержатся  возбудители  инфекционных  заболеваний,   а   также   вредные вещества, для  которых  не  установлены  нормативы  предельно  допустимых концентраций.

Из содержания п. 7 ст. 60 Кодекса можно сделать вывод,  что ненадлежащее исполнение водопользователем императивно-обязывающих и запретительных норм ВК РФ, а также дополнительных обязанностей и запретов, предусмотренных договором водопользования по инициативе его контрагентов, влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации водохозяйственных систем в порядке,  предусмотренном  ВК РФ,  а также другими федеральными законами.

Следовательно, именно нарушения императивных требований и запретов, предусмотренных в ВК РФ, а также ненадлежащее исполнение договорных обязанностей, могут служить конкретными юридическими основаниями  досрочного расторжения договора водопользования.

Поэтому ст. 17 ВК РФ, в которой предусмотрено, что изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством (бланкетная норма) необходимо толковать в том смысле, что нормы ГК РФ, посвященные договору аренды, следует применять только в субсидиарном порядке (если нет специальных оснований, предусмотренных в Водном кодексе и непосредственно в договоре водопользования).

Следовательно, в процессе выбора юридических оснований досрочного расторжения договора водопользования необходимо учитывать не столько нормы ст. ст. 619-620 ГК РФ, но, прежде всего, основания, которые прямо указаны в ст. ст. 10 ВК РФ или вытекают из сущности ст. ст. 55-61 ВК РФ.

В частности, согласно п. 3. ст. 10 ВК РФ основанием принудительного прекращения права  пользования  водным объектом по решению суда является:

  • нецелевое использование водного объекта;
  •  использование  водного  объекта  с  нарушением  законодательства Российской Федерации;
  • неиспользование  водного  объекта  в   установленные   договором водопользования  или  решением  о  предоставлении   водного     объекта в пользование сроки.

Анализ содержания п. 4 ст. 10 ВК позволяет сделать вывод, что договор водопользования может быть прекращен также при принудительном прекращении права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для  государственных или   муниципальных   нужд.

Согласно п. 5 ст. 10 ВК РФ предъявлению требования о прекращении  права  пользования  водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 10 ВК РФ, должно предшествовать вынесение    предупреждения    исполнительным органом государственной   власти    или    органом    местного    самоуправления.

Договор водопользования может быть прекращен также при принудительном прекращении права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для  государственных или   муниципальных   нужд. Нормы ВК РФ не определяют процедуру прекращения договора водопользования по указанным основаниям.

В указанных случаях необходимо применять нормы ст. ст. 239, 279-282 ГК РФ. Так, п. 5 ст. 279 ГК РФ допускает выкуп земельного участка только с согласия собственника (а, следовательно, и стоимости пруда, обводненного карьера, если эти водные объекты расположены на выкупаемом земельном участке).

Если собственник не согласен с административно-правовыми условиями выкупа земельного участка и условиями предлагаемого выкупающей стороной выкупного договора, то в этом случае компетентный государственный (муниципальный) орган, принявший решение об изъятии и выкупе земельного участка и водного объекта на данном участке, может обратиться в суд с иском о выкупе земельного участка (ст. 282 ГК РФ).

Итак, ГК РФ предопределил формирование нового правового института «выкупного договора». Выкупающей стороной выкупного договора в зависимости от того, для  чьих нужд изымается земля, является: Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 279 ГК РФ).

Второй стороной – «вынужденным» продавцом земельного участка – его собственник.  Пункт 2 ст. 281 ГК РФ прямо предписывает контрагентам выкупного договора в выкупную цену включить рыночную стоимость земельного участка и убытки (а, следовательно, и убытки, связанные с изъятием пруда или обводненного карьера).

С формальной точки зрения следует учитывать, что выплата убытков, с одной стороны, является обязанностью организации, которой выделяется выкупаемый земельный участок, с другой, правом, а не обязанностью собственника участка.

С учетом отмеченного и на основе п. 1 ст. 281 ГК РФ полагаем, что существенными условиями выкупного договора являются:

  • предмет (характеристика самого участка), сроки выкупа;
  • выкупная цена изымаемого земельного участка, а также стоимость находящегося на нем недвижимого имущества.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)