Роль педагогической практики в подготовке учителя

Педагогическая практика в школе по праву считается одной из ведущих форм подготовки будущего учителя. Она требует от студентов высокого уровня общей психологической культуры, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием ребенка. От студента-практиканта требуется знание конкретных технологий (и методик) познания личности и коллектива школьников, умение воздействовать на них с целью развития и осуществления простых форм психологической коррекции, а также умение сделать заказ школьному психологу и сотрудн ичать с ним.

Педагогическая практика студентов проводится с отрывом от учебных занятий и называется производственной практикой. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций воспитателей и преподавателей, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы.

Студенту предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел, разумеется, не для ребят, а вместе с ними, с помощью ученического коллектива. Практика включает также изучение личности и коллектива учащихся, изучение педагогического опыта и методическую работу в педагогическом коллективе.

Интересно
Словом, у практиканта много забот. И очень важно, чтобы в череде текущих дел не были утеряны перспективные ориентиры, узловые идеи, определяющие направления перестройки педагогического процесса.

Во-первых, педагогическая практика призвана помочь накоплению опыта личностного и деятельного подхода к педагогическому процессу. Если в обучении и воспитании упор делается только на память, внимание, исполнительность, послушание, дисциплинированность, то в педагогический процесс вовлекаются лишь отдельные функции ребенка, а не он сам как целостная личность. И человек, маленький или не очень, активно протестует: не хочет учиться, отчуждается от школы, педагогов, ставит нас перед сложнейшими проблемами.

Целостному развитию личности, в том числе, формированию ее направленности , интеллекта, практического опыта, способностей, чувств и совести, способствует такой характер отношений между педагогами и работниками, который утверждает педагогику сотрудничества. Студенту вуза, выполняющему в ходе педагогической практики функции учителя, приходится в полном объеме решать те проблемы и преодолевать те трудности, которые имеют место в современной российской школе. Наиболее острой из них является сохранение и укрепление психического здоровья детей, ибо около 80 % выпускников российских школ имеют нервно-психические отклонения.

В связи с этим целесообразно оценивать эффективность содержания и организации обучения, а также полезность различных нововведений, авторских учебных программ, методических технологий и т.п. по главному критерию – сохранности и укреплению психического здоровья школьников.

Нет детей вообще, каждый ребенок уникален, к каждому нужен индивидуальный подход как основной принцип педагогической деятельности

Но индивидуальный подход надо сочетать с деятельностным и личностным подходами. И только объединение всех названных подходов в единую стратегию обеспечит успех педагогической деятельности вообще, а в период педпрактики – в первую очередь.

Школа ждет учителей, органически сочетающих установку на передачу детям знаний, умений и навыков с установкой на слежение за психическим развитием школьников. Школа ждет также доброго, знающего и требовательного учителя, любящего и заботливого наставника, мастера педагогического общения.

Любовь к детям необходимо сочетать с умением изучать их на основе методов научной психологии, с умением оценить и понять интеллектуальные и личностные особенности школьников. Полученная учителем информация о психических ресурсах ученика и школьного класса является ведущим основанием организации учебного процесса, включая общение с детьми в широком смысле слова.

Интересно
Важно также приобщать школьников к психологическому знанию с целью адекватной самооценки и самовоспитания. Дети тянутся к таким учителям и отвергают «жестких», действующих с «позиции силы» педагогов.

Творческая реализация психолого-педагогических рекомендаций поможет оптимизировать жизнедеятельность школьников, а именно это является главным социально -психологическим условием нормализации ухудшающегося психического здоровья подростков и старшеклассников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)