Роль оценки конкурентоспособности товаров и услуг в предпринимательской деятельности

Как известно, предпринимательство — это организация производства, работ или услуг, обладающих ценностью и обеспечивающих прибыль субъекту такой деятельности.

К типичным процессам предпринимательской деятельности в условиях конкурентной рыночной среды относятся:

  • Россия продолжает сохранять приоритет СССР на мировом рынке космических услуг, используя ракеты-носители «Протон», «Союз», «Молния», «Зенит», «Циклон», «Космос» и их последние модификации.
  • изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного существующего блага;
  • внедрение нового метода производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • использование нового источника сырья или полуфабриката. Рассмотренные бизнес-процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров (услуг).

Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Главным инструментом достижения этой цели является производство и предложение рынку конкурентного товара.

Величина прибыли зависит от размера дохода. Как известно, доход (F) от реализации партии товара объемом (D) по конкретной продажной цене (Спp ) составляет: F= DCпр.

Объем реализации определяется конкурентоспособностью товара, в частности интегральным показателем качества. Достаточно реальную оценку объема можно получить по формуле:

D = dl2.   (4)

Коэффициент d в формуле (4) определяется по результатам анализа рыночных продаж товаров-аналогов, которые пользуются спросом у потребителя.

С учетом формулы (4) величина дохода может быть определена так:

D =( dl2пр.

Величина прибыли (L) от реализации партии товара определяется как разность дохода (F) и издержек (В): L = F- В. Отсюда

L = (dl2Спр.)-B. (5)

Из формулы (5) следует, что прибыль находится в квадратичной зависимости от интегрального показателя качества — меры конкурентоспособности.

Способ получения прибыли предприятием является своего рода «демаркационной» линией, разделяющей предприятия-бракоделы и предприятия с высокой репутацией.

Первые добиваются прибыли, снижая издержки в ущерб качеству (применяют неполноценные дешевые заменители, сокращают технологический цикл изготовления и т.д.), а вторые – за счет как улучшения качества, так и снижения издержек, но не в ущерб последнему.

В рамках цивилизованного рынка прибыль всегда средство, а не цель.

Автор разделяет мнение о том, что когда прибыль у предпринимателя становится единственной целью, то в его стратегии априори заложено воровство. Целью должна быть удовлетворенность потребителей, персонала работой в организации и т.д.

Здесь уместно привести высказывание одного из предпринимателей, ставшее афоризмом: «Для бизнеса важнее денег — источник денег. Этим источником является потребитель».

Продолжая рассматривать роль конкурентоспособности в предпринимательской деятельности, отметим, что предпринимательский проект реализуется в форме бизнес-плана. Он включает шесть основных разделов:

  • деловая концепция;
  • рекламный набросок;
  • деловое расписание
  • набор целей;
  • маркетинговое исследование;
  • финансовое резюме.

В разделе 1 даются концентрированное описание идеи будущей деятельности и формы ее реализации. Здесь приводятся характеристики товара, отличающие его от уже производимых товаров конкурентами, т.е. указываются конкурентные преимущества.

В разделе 2 формулируется главная идея, лежащая в основе рекламной кампании, — информация о конкурентных преимуществах.

В разделе 3 обычно приводится перечень всех (в основном организационных) мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации своей идеи.

В разделе 4 указываются кратко- и долгосрочные цели. Например, краткосрочной целью фирмы может быть захват определенной части рынка, а долгосрочной — концентрация прибылей, полученных от реализации произведенного товара, для инвестирования организации выпуска новых модификаций товара.

В разделе 5 главным является анализ проблем, связанных с конкуренцией: выявление реально существующих и потенциально возможных конкурентов; определение категорий потребителей, на которые ориентируется предприниматель при реализации идеи.

В данном разделе приводятся расчеты дохода и издержек как основы возможной прибыли, рассматриваются источники финансирования.

В разделе 6 дается окончательный вывод о финансовом состоянии предлагаемого проекта — финансовое резюме.

Таким образом, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес- планирования субъекта предпринимательской деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)