Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства

Активизация внимания научного сообщества в последние годы к вопросам экономической безопасности произошла не случайно. В основе такого повышенного внимания лежат возникающие и усиливающиеся угрозы национальной безопасности нашего государства, обусловленные разрушением многополярного мира и активным применением недружественными государствами экономических рычагов и механизмов в решении политических вопросов.

В этой связи в рамках проводимого исследования необходимо четко определить и уяснить место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства. Действующее на сегодняшний момент российское законодательство уделяет достаточно много внимания регулированию вопросов промышленной безопасности, особенно в области эксплуатации промышленно-опасных объектов, общественной безопасности, безопасности на государственном уровне, а также экономической безопасности.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов в этой области показывает, что одним из основополагающих документов, регламентирующих вопросы безопасности в целом и раскрывающих само понятие такой категории, как безопасность, является Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ1 (далее – Закон РФ «О безопасности»).

Именно в этом нормативном акте рассматриваются проблемы обеспечения безопасности в целом и конкретно раскрываются такие специфические направления, как государственная, экономическая, общественная, информационная, экологическая и оборонная безопасность. Необходимо отметить, что данным законодательным актом не устанавливается исчерпывающий перечень направлений обеспечения безопасности, что оставляет возможность для развития научных подходов в этой сфере.

Интересно
Особенностью рассматриваемого нормативного акта выступает тот факт, что в законе однозначно и четко закреплен перечень уровней безопасности, к которым законодатель отнес уровни личной, общественной и государственной безопасности. Исходя из этого можно сделать вывод, что в Законе РФ «О безопасности» установлены как уровни безопасности, так и ее виды.

Если же переходить к вопросам нормативного регулирования такого направления как экономическая безопасность, то необходимо отметить, что 29 апреля 1996 г. указом Президента РФ № 608 была утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В этом нормативном акте стратегия экономической безопасности на государственном уровне рассматривалась как одно из ключевых направлений развития национальной безопасности.

С формальной точки зрения в настоящее время данный документ является недействующим, поскольку определял стратегические направления развития в области экономической безопасности на период экономических преобразований в Российской Федерации в период с 1996 по 2001 гг.

Необходимо отметить, что прямой увязки понятий экономической и национальной безопасности в тексте документа нет, но, исходя из смысловой нагрузки данного нормативного акта, напрашивается вывод о том, что экономическая безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности государства. Такие выводы можно сделать, проведя анализ определяемых в стратегии объектов экономической безопасности, а также проанализировав взаимосвязь и иерархию целей экономической и национальной безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности закрепляет ряд положений:

  • в качестве объектов экономической безопасности признаются личность, общество, государство, а также важные элементы финансово-экономической системы, включающие в себя различные институты государственного регулирования экономической деятельности;
  • в ходе реализации стратегии необходимо создать благоприятные условия для достижения ключевых целей в области национальной безопасности.

К таким целям, по мнению законодателя, относятся:

  • защита гражданских прав и свобод;
  • необходимость повышения качественного уровня жизни населения;
  • поддержание стабильной социальной обстановки в государстве;
  • своевременное и эффективное решение политических и экономических задач, учитывая национальные интересы;
  • осуществление управленческого воздействия на мировые процессы, затрагивающие интересы Российской Федерации.

Следующим этапом развития законодательного подхода к вопросам безопасности стало принятие 29 декабря 1997 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этой концепции особое внимание уделялось внешним и внутренним угрозам, которые могли бы спровоцировать падение уровня социально-экономической защищенности граждан и нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации. Однако необходимо признать, что с позиции внесения уточнений и изменений в теоретические и методологические основы национальной безопасности, рассматриваемая нами Концепция не представляет никакого интереса.

В январе 2000 г. утверждается новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в которой вводится понятие национальной безопасности Российской Федерации, основанное на необходимости обеспечения безопасности народа, который представляет собой единственный легитимный источник власти в стране. Анализируемый нормативный акт определяет и закрепляет уровни и виды безопасности, а кроме того, рассматривает сферы обеспечения национальной безопасности. При этом в рассматриваемом нами варианте концепции выделены такие уровни безопасности, как личная безопасность, общественная, государственная, национальная и международная.

В рассматриваемом варианте концепции раскрываются направления обеспечения национальной безопасности, к которым отнесены: экономическое, социальное, информационное, военное, пограничное, экологическое и другие. При этом особое место в концепции находит экономическая сфера национальных интересов, которая обозначена как ключевая. Таким образом, можно сделать вывод, что в Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 2000 г. рассматривается система национальной безопасности России и выделяются на законодательном уровне элементы этой системы и направления обеспечения национальной безопасности.

Интересно
Помимо рассмотренной нами Концепции в том же 2000 г. утверждается еще один нормативный акт, раскрывающий основы информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации описывала значение и роль информации в обеспечении национальной безопасности государства.

Данный нормативный акт закреплял само понятие системы безопасности, которое представляется законодателем как совокупность взаимосвязанных видов безопасности. Кроме этого в рассматриваемом документе выделялись сферы обеспечения национальной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформулированной в 2009 г. (далее – Стратегия), определялись стратегические приоритеты и цели в области внешней и внутренней политики, которые выступают в качестве индикаторов состояния национальной безопасности и позволяют оценивать степень и темпы развития государства в долгосрочной перспективе.

Утверждение Стратегии национальной безопасности повлекло за собой признание утратившими силу целого ряда нормативных актов в области национальной безопасности, затрагивающих сферу экономической безопасности.

Так, в результате принятия стратегии утратил силу указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», а также указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

При этом необходимо отметить, что принятие Стратегии национальной безопасности было продиктовано объективной необходимостью, к этому моменту произошли серьезные изменения как внутри нашего государства, так и на внешнеполитической арене. За время, прошедшее с декабря 1997 г., когда была утверждена первая Концепция национальной безопасности, Российская Федерация перенесла кризис и последующий за ним дефолт 1998 г., а также мировой финансовый кризис 2008 г.

Если на момент кризиса 1998 г. страна находилась в состоянии полной зависимости от международного валютного фонда, американских наблюдателей и европейских советников, то уже кризис 2008 г. показал интересную тенденцию укрепления финансовой самостоятельности и независимости нашего государства. Впервые именно в период кризиса 2008 г. население нашей страны смогло убедиться в возможностях накопленных ранее резервных фондов и фонда национального благосостояния.

Безусловно, средства этих фондов не смогли полностью нейтрализовать негативные последствия мирового финансового кризиса, однако они позволили не допустить массового обвала производства и сокращения рабочих мест и в конечном итоге именно за счет реализации программ, финансируемых из этих фондов удалось стабилизировать экономику страны и продолжить поступательное развитие. Одновременно с этим мировой финансовой кризис 2008 г. обнажил не только возрастающие возможности Российской Федерации, но и внешнеэкономические угрозы, исходящие от традиционных партнеров.

Интересно
По сути, кризис, зародившийся в далекой в географическом плане от нашего государства Америке, повлек за собой мощнейший спад мировой экономики, который затронул все без исключения мировые державы. В этой ситуации приоритеты национальной безопасности, основные цели и направления их достижения нуждались в пересмотре, что и было сделано в 2009 г.

Отличительной особенностью Стратегии национальной безопасности до 2020 г. являлось то, что в ней понятие национальной безопасности определено как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз. При этом защищенность рассматривалась на уровне личности, общества и всего государства. Помимо этого законодатель определил, что обозначенное ранее состояние защищенности должно способствовать обеспечению высокого качества и уровня жизни граждан, территориальной целостности, суверенитета и устойчивого развития государства.

Кроме этого интересной особенностью стратегии являлось то, что в ней на первое место была поставлена социальная защищенность и условия развития личности, а уж затем общества и государства. Также особенностью рассматриваемого нормативного акта являлось то, что в нем уточнялись и закреплялись понятия национальных интересов Российской Федерации. Эти интересы представлены законодателем в виде совокупности государственных потребностей, направленных на обеспечение защиты и развития личности, общества и государства.

Такой подход существенно отличается от изложенного до этого, поскольку в ранних нормативных актах понятие национальных интересов было более широким и подразумевало под собой сбалансированную совокупность личностных, общественных и государственных интересов в различных сферах. Представленная в стратегии формулировка является, на наш взгляд, более конкретной, и кроме того, обозначающей необходимость защиты от существующих угроз стабильности и развитию.

Необходимо отметить, что укрепление позиции Российской Федерации на внешней мировой арене также нашло свое отражение в рассматриваемой нами стратегии. Это выражается в том, что условные границы национальных интересов значительно расширены и выходят за рамки внутренних потребностей государства. Безусловно, такие изменения не могли происходить в условиях 1997 и 2000 гг. На тот момент наше государство не обладало возможностями постановки достижимых целей в международной политике.

Особенно примечателен такой факт, что мировой финансовый кризис, несмотря на свое существенное негативное влияние на темпы экономического развития в нашем государстве, не смог остановить возрастающий экономический, военный и политический потенциал, что нашло отражение в расширении сферы национальных интересов и закреплении в стратегическом документе интересов, заявляющих о России как о крупном политическом игроке на мировой арене.

Помимо всего прочего в стратегии законодатель определял ряд понятий, которые представляют интерес для нашего исследования. К таким понятиям можно отнести «стратегические национальные приоритеты», «систему обеспечения национальной безопасности» и «силы и средства обеспечения национальной безопасности». При этом под приоритетами национальной безопасности в стратегии понимается национальная оборона, а также общественная и государственная безопасность.

Интересно
На наш взгляд, достаточно странным является тот факт, что в рассматриваемом нами нормативном акте дважды упоминаются понятия государственной и общественной безопасности, при этом законодатель не дает четких и конкретных пояснений содержания этих понятий.

Рассмотренные уровни национальной безопасности также нашли отражение в стратегии, в рамках которой перечень этих уровней расширен путем добавления к нему уровня региональной безопасности. С точки зрения проводимого нами исследования данный факт имеет большое значение, поскольку начиная с этого момента возникает законодательно закрепленная возможность оценки национальной и экономической безопасности на региональном уровне, что в ранних нормативных актах, затрагивающих вопросы безопасности, не находила отражения.

Таким образом, можно отметить, что на различных этапах развития общественного и государственного отношения к вопросам безопасности законодатель отразил совокупность видов безопасности, соответствующих тому моменту времени, в которое произошло закрепление данных видов в нормативных актах.

Исходя из проведенного анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере безопасности, представляется возможным сформировать таблицу сравнительного анализа элементов безопасности, закрепленных на законодательном уровне на различных этапах развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)