Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

Для диагностики кризисных ситуаций производственных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) необходимо в ходе планирования на стадии анализа сложившегося состояния и прогноза развития определить наиболее вероятные в будущем угрозы экономической безопасности хозяйствующего субъекта, характер и направленность их действия. Это требует постоянного мониторинга факторов, вызывающих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

Выше были рассмотрены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности производственных подразделений УИС и факторы, их вызывающие. Между тем могут возникнуть и некоторые другие. Поэтому в ходе мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, необходимо анализировать деятельность производственных подразделений УИС в целом и выявлять вероятные в будущем кризисные ситуации.

Из этого следует, что мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности и кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта, следует осуществлять, используя ряд показателей. Однако их необходимо свести к необходимому и достаточному числу показателей, сгруппировав по видам деятельности.

Президентом РФ 20 ноября 2013 г. утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Согласно положениям данной концепции Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования социально-экономических мер, и учитывая тот факт, что концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, обеспечение экономической безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы является неотъемлемой частью комплекса мер по реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации.

В целях обеспечения экономической безопасности исправительных учреждений ФСИН России осуществляется контроль за эффективностью принимаемых мер руководителями территориальных органов ФСИН России.

Ежегодно разрабатываются программы развития приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений, связанной с привлечением осужденных к труду (далее – Программы), в которых установлены 8 показателей.

Запланированные показатели программ должны ежегодно обеспечивать увеличение количества трудоустроенных осужденных, выполнение норм выработки, рост заработной платы, максимальную загрузку производственных мощностей, улучшение экономических показателей приносящей доход деятельности и снижение уровня кредиторской задолженности.

Контроль за выполнением программ осуществляется управлением организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России ежеквартально. Проведенный анализ результатов Программ по итогам работы за период с 2013 по 2015 гг. включительно показал, что с каждым последующим анализируемым периодом показатели в большинстве случаев имеют положительную динамику (таблица 2).

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

По показателю «доходы» от рыночных продаж товаров, работ и услуг из года в год наблюдается увеличение, которое за трехлетний период составило 1 190,5 млн руб. Если проанализировать плановые и фактические значения данного показателя, то наибольшее отклонение достигнуто в 2013 г. и составило 105,4 %. По критерию «расходы» наибольшее отклонение планового значения от фактического достигнуто в 2015 г. (104,4 %), причем темп роста расходов опередил темп роста доходов на 0,9 %.

Разница между вышеперечисленными показателями определяет значение превышение доходов над расходами. В 2014 г. наблюдается недовыполнение планового показателя на 136,5 млн руб. или на 8,02 %, в 2015 г. недовыполнение данного показателя на 10 %. По уровню дебиторской задолженности за трехлетний период наблюдается снижение на 105,7 млн руб., что является положительным моментом в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Сравнение плановых значений с фактическими также характеризует положительную динамику. По кредиторской задолженности наблюдается увеличение на 195,1 млн руб.

По показателю среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах, в 2013 г. процент выполнения составляет 100,4 %, а в последующие годы наблюдается недовыполнение: в 2014 г. на 10 % и в 2015 г. на 5 %. От данного показателя зависит критерий выполнения установленных норм выработки осужденных. Из года в год наблюдается недовыполнение значения, что составляет: в 2011 г. – 92,16 %, в 2012 г. – 91,70 % и в 2013 г. – 97,64 %, это является отрицательным моментом в деятельности уголовно-исполнительной системы (рисунок 2).

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

Среднедневная заработная плата осужденных увеличилась в 2015 г. на 4 % и составила 196,2 руб. По итогам работы за 2015 г. запланированные мероприятия и утвержденные показатели Программы в полном объеме выполнены в трех территориальных органах ФСИН России, еще в одиннадцати территориальных органах Программы выполнены по 7 показателям из 8.

Анализ результатов реализации Программ показал, что в остальных территориальных органах ФСИН России выполнено от 3 до 6 показателей. В 25 территориальных органах ФСИН России не выполнены показатели по доходам от рыночных продаж товаров, работ и услуг, в 45 – по расходам, в 36 – по превышению доходов над расходами, в 25 – по уровню дебиторской задолженности, в 24 – по кредиторской задолженности, в 40 – по количеству привлеченных к труду на оплачиваемых работах осужденных, в 25 – по выполнению установленных норм выработки, в 10 – по среднедневной заработной плате осужденных.

Вместе с тем принятые меры в целом по УИС позволили достигнуть планируемого объема доходов от рыночных продаж товаров, выполненных работ и оказанных услуг (данный показатель составил – 29 520,1 млн руб. при плане – 28 509,8 млн руб.) и размера среднедневной заработной платы осужденных (196,2 руб., план – 188,8 руб.).

Не достигнуты запланированные уровни превышения доходов над расходами (1 480,0 млн руб., план – 1 638,0 млн. руб.), кредиторской задолженности (2 632,9 млн руб., план – 2 334,0 млн руб.), количеству привлеченных к труду на оплачиваемых работах осужденных (158,4 тыс. человек, план – 166,8 тыс. человек), выполнению норм выработки (63,98 %, план – 65,5 %).

Проведенный анализ итогов реализации Программ за I полугодие 2016 г. показал, что в целом по УИС достигнуты следующие результаты:

  • выполнение показателя по доходам от рыночных продаж товаров, выполненных работ и оказанных услуг составило 107,9 % (план – 12,59 млрд руб., факт – 13,59 млрд руб.);
  • по расходам, с учетом увеличения объема полученных доходов, выполнение составило на 106,5% (план – 12,03 млрд руб., факт – 12,81 млрд руб.);
  • показатель по превышению доходов над расходами выполнен на 143,0 % (план – 541,67 млн руб., факт – 774,77 млн руб.);
  • сумма дебиторской задолженности при плане 1,07 млрд руб., фактически составила 588,95 млн руб.;
  • размер кредиторской задолженности составил 107,5 % от запланированного уровня (план – 3,08 млрд руб., факт – 3,32 млрд руб., с учетом отрицательной дебиторской задолженности);
  • по количеству привлеченных к труду осужденных план выполнен на 97,1 % (план – 155,9 тыс. человек, факт – 151,3 тыс. человек);
  • по выполнению норм выработки на 100,4 % (план – 62,62 %, факт – 62,88 %);
  • по среднедневной заработной плате осужденных (без начислений) выполнение составило 103,5 % (план – 174,96 руб., факт – 181,08 руб.).

В полном объеме запланированные показатели Программ выполнены в 2 территориальных органах ФСИН России. Наихудшие результаты по реализации Программ допущены в 7 территориальных органах ФСИН России (не выполнено 5–7 показателей), в остальных территориальных органах ФСИН России не выполнено от 1 до 4 показателей, при этом в целом по УИС показатели по доходам не выполнены в 24 территориальных органах ФСИН России, в 62 – по расходам, в 22 – по превышению доходов над расходами, в 16 – по уровню дебиторской задолженности, в 34 – по кредиторской задолженности, в 50 – по количеству привлеченных к труду осужденных, в 22 – по выполнению норм выработки, в 14 – по заработной плате осужденных.

Интересно
В отдельных территориальных органах ФСИН России допущено значительное отставание по основным показателям, характеризующим результаты организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных. Кроме того, необходимо отметить, что в 6 территориальных органах ФСИН России допущено превышение расходов над доходами, т. е. фактически в целом получены убытки.

Основными причинами невыполнения отдельных показателей Программ являются: неэффективность принимаемых мер со стороны руководства некоторых территориальных органов ФСИН России и исправительных учреждений, недостаточная загрузка производственных мощностей, снижение спроса на продукцию со стороны коммерческих структур, переход исправительных учреждений на оказание услуг производственного характера, низкая квалификация осужденных и мотивация к труду.

Вместе с тем, в настоящее время в УИС во исполнение требований ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осуществляют среднее профессиональное образование и профессиональное обучения осужденных 306 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России.

Обучение проводится более чем по 200 наименованиям профессий, востребованных на рынках труда субъектов Российской Федерации, а также производстве исправительных учреждений. Показатель «Доля осужденных освобожденных без профессии», установленный государственной программой Российской Федерации «Юстиция» на уровне 8,6 %, по итогам 2015/2016 учебного года составил 6,7 %.

Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала.

Динамика изменения производственных мощностей учреждений УИС и основные показатели эффективности ее использования за период с 2013 по 2015 гг. представлена в таблице 3.

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

За три анализируемых года объем выпуска продукции увеличился на 3 356 615,25 тыс. руб. или возрос по сравнению с предыдущим годом на 3,4 %. Этому поспособствовало и увеличение среднегодовой производственной мощности на 6 120 362,23 тыс. руб. или ее возрастание по сравнению с предыдущим годом на 2,75 %.

При анализе производственной мощности рассчитывается коэффициент ее использования, как отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности. В целом за три анализируемых года коэффициент использования производственной мощности уменьшился на 0,62 %, но если посмотреть по годам, то за 2015 г. он возрос на 0,43 %.

В результате производственно-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС и подведомственных им учреждений, производственная мощность по выпуску продукции в целом по УИС составила на 1 января 2016 г. – 44 165 041,93 тыс. руб. Прирост производственной мощности за отчетный год к уровню 2014 года составил 1 156 569,24 тыс. руб. (2,69 %).

Увеличение производственной мощности достигнуто за счет:

  • ввода новых и расширения действующих предприятий – на 1 128 823,67 тыс. руб.;
  • реконструкции действующих предприятий – на 507 351,55 тыс. руб.;
  • технического перевооружения предприятий и проведения организационно-технических мероприятий – на 1 034 212,18 тыс. руб.;
  • ввода в эксплуатацию оборудования, взятого в аренду – на 277 134,3 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры продукции (уменьшения трудоемкости) – на 1 515 315,43 тыс. руб.;
  • прочих факторов – на 2 587 599,62 тыс. руб.

Уменьшение производственной мощности в учреждениях УИС произошло за счет:

  • изменения номенклатуры продукции (увеличения трудоемкости) – на 1 527 461,21 тыс. руб.;
  • выбытия (ветхости, исчерпания запасов) – на 1 252 112,6 тыс. руб.;
  • оборудования, сданного в аренду – на 175 535,98 тыс. руб.;
  • прочих факторов – на 2 943 382,51 тыс. руб.

Из 51 отраслевого направления производственной деятельности УИС по состоянию на 1 января 2016 г. ведущими направлениями по долевому объему в общем объеме выпускаемой продукции (от 1,5 % и более) являются:

  • производство швейных изделий – 23,86 %;
  • выпуск прочей продукции – 16,7 %;
  • производство продукции лесозаготовительной и лесопильно-деревообрабатывающей промышленности – 10,63 %;
  • выпуск металлопродукции – 6,67 %;
  • выпуск продукции пищевой промышленности – 6,5 %;
  • работа по кооперации – 3,68 %;
  • производство обуви– 3,5 %;
  • выработка теплоэнергии – 3,46 %;
  • выпуск продукции мясной, молочной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности – 3,19 %;
  • выпуск изделий автомобильной промышленности – 2,22 %;
  • вывозка древесины – 2,2 %;
  • выпуск продукции общемашиностроительного применения – 1,56 %;
  • оборудование и материалы электротехнические – 1,51 %.

Динамика изменения эффективности использования среднегодовой производственной мощности по основным отраслевым направлениям приведена в таблице 4.

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

Основные показатели экономической безопасности производственных объектов и их пороговые значения

По данным, содержащимся в таблице 8, в течение двух последних отчетных лет прослеживается снижение эффективности использования производственной мощности в выработке теплоэнергии, а также в выпуске продукции автомобильной промышленности, оборудования и материалов электротехнических.

Наряду с этим в отчетном году наметился рост уровня эффективности использования производственной мощности в сравнении с 2014 г. по выпуску швейных изделий, обуви, продукции лесозаготовительной и лесопильно-деревообрабатывающей, а также пищевой промышленности, мясной, молочной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности.

Значительное повышение эффективности использования производственной мощности к уровню 2014 г. можно отметить:

  • в производстве продукции пищевой промышленности (на 11,97 %);
  • в производстве продукции лесозаготовительной и лесопильно-деревообрабатывающей промышленности (на 2,69 %);
  • в производстве обуви кожаной (на 2,66 %).

В отчетном году 51 территориальный орган УИС, из отчитывающихся 77 использовали производственную мощность на 58 % и более. Повышение эффективности использования производственной мощности – результат технического переоснащения производства, обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции, внедрения на предприятиях УИС комплекса мероприятий по привлечению инвестиций и расширению кооперативных связей.

Вместе с тем для выявления угроз экономической безопасности производственных подразделений УИС недостаточен мониторинг изменения указанных выше показателей по годам за отчетный или планируемый период. Такой мониторинг дает представление о ситуации только в терминах «лучше», «хуже», но не дает ответа на вопрос «насколько плохо», т. е. не показывает, насколько кризисная ситуация, каков уровень угрозы экономической безопасности.

Для этого необходимо сравнение фактических и плановых данных с какими-либо нормативными значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации. Такими нормативами служат пороговые значения экономической безопасности производственных подразделений УИС – это предельные величины каких-либо финансово-экономических индикаторов, превышение которых лишает хозяйствующий субъект возможности функционировать в нормальном режиме, т. е. создает кризисные ситуации.

Согласно приказу ФСИН от 14 ноября 2013 г. № 658 «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-11 “Обеспечение экономической безопасности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы” и Инструкции по ее заполнению и представлению» разработаны показатели, определяющие уровень экономической безопасности учреждений и органов УИС.

Основные показатели следующие:

  • полученные лимиты бюджетных обязательств;
  • фактические кассовые доходы;
  • фактические кассовые расходы;
  • утвержденный прогноз кассовых доходов;
  • наличие просроченной кредиторской задолженности;
  • объем производства товаров по видам производственной деятельности: металлообработка, деревообработка, швейное производство, сельскохозяйственное производство, продовольственные товары;
  • объем закупленных товаров по видам деятельности: металлообработка, деревообработка, швейное производство, сельскохозяйственное производство, продовольственные товары.

В настоящее время все вышеперечисленные показатели не затрагивают оценку основных средств, нормирование оборотных средств, загруженность производственных мощностей и их сопоставление с производственной программой в производственных подразделениях учреждений уголовно-исполнительной системы, поэтому для определения экономической безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы список показателей или критериев можно и нужно дополнять.

Безусловно, перечень пороговых значений экономической безопасности должен быть значительно уже, чем перечень показателей, применяемых для мониторинга факторов, вызывающих угрозы возникновения кризисных ситуаций в работе производственных подразделений УИС. Этот перечень должен быть необходимым и достаточным, чтобы отражать главные сферы деятельности производственных подразделений УИС, выявлять наиболее серьезные угрозы ее экономической безопасности.

Предлагается дополнить разработанные показатели экономической безопасности следующими индикаторами и их рекомендуемыми пороговыми значениями для производственных подразделений УИС. Отношение прогнозируемого объема производства к величине его производственных мощностей. Из опыта работы ряда отраслей промышленности следует, что рентабельную работу предприятиям обеспечивает объем производства, равный не менее 60 % величины производственной мощности.

Если производственные мощности загружены менее чем на 60 %, то предприятия, как правило, находятся в кризисной ситуации и оказываются убыточными. Таким образом, величину 60 % можно считать пороговым значением экономической безопасности по этому показателю.

Доля инновационной продукции от общего объема произведенной продукции. По данному показателю пороговое значение может варьироваться в зависимости оттого, к какой отрасли принадлежит производство. Например, по швейному и продовольственному производству пороговое значение показателя может составлять 10 %, по металлообработке – 3 %.

Износ основных фондов предприятия. Пороговое значение экономической безопасности производства по этому параметру также может быть различным по отраслям. Например, по металлообработке – 60 %, а по продовольственному и швейному производству 50 %. Вместе с тем наиболее распространенным и приемлемым для всех производств будет пороговое значение по износу основных фондов в 60 %.

Интересно
Отношение численности трудоустроенных осужденных на объектах УИС, к численности осужденных, подлежащих привлечению к труду. На основе результатов выполнения Программ по итогам 2013–2015 гг. предлагается целесообразным установить уровень порогового значения экономической безопасности производства по данному показателю в размере 35 %.

Перечисленные показатели экономической безопасности с их рекомендуемыми пороговыми значениями позволят выявить наиболее серьезные угрозы экономической безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем предложенный перечень показателей оценки уровня экономической безопасности исправительных учреждений и их пороговые значения будут откорректированы и дополнены с учетом специфики УИС по итогам 2016 г.

В то же время выход за пределы пороговых значений экономической безопасности далеко не всегда означает крах хозяйствующего субъекта. Необходимо принятие мер по недопущению или преодолению угроз экономической безопасности производственного подразделения УИС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)