Современные проблемы, связанные со структурными и институциональными ограничениями развития регионов

По мнению ведущих рейтинговых агентств и специалистов в области экономической безопасности современная экономическая ситуация в нашем государстве представляется как крайне сложная и нестабильная. Это подтверждается и ростом безработицы, и стремительным сокращением уровней дохода населения, и оттоком капитала и лавинообразным сокращением объемов иностранных инвестиций в ответ на любые политические решения в нашей стране и за ее пределами, касающиеся различного санкционного давления.

Интересно
В последнее время наметились серьезные проблемы и с формированием доходной части бюджета нашей страны, что связано не только со снижением стоимости на углеводороды, но и со снижением объемов собираемых налогов, например, таких как НДС, которые составляют до 30 % в общем объеме доходов бюджета страны.

Если снижение стоимости углеводородов можно объяснить различными внешними причинами, то снижение собираемости такого налога, как НДС четко указывает на обнищание населения страны и снижение покупательской способности, поскольку необходимо признать, что конечным плательщиком НДС все же является физическое лицо, приобретающее товары и услуги для личного потребления.

По мнению экспертов, выход из сложившейся ситуации лежит в области формирования новых принципов, по которым должна функционировать экономика страны. Так, например, особое место среди таких принципов занимает глобализация. При этом утверждается, что в современных реалиях даже регионы должны переходить на принципы глобальной экономики и самостоятельно определять уровень своей открытости и для иностранного капитала, и для импортной продукции с целью обеспечения и высокого уровня экономического развития, с одной стороны, и защиты своих собственных экономических интересов, с другой.

Стоит признать, что глобализация экономики является чрезвычайно опасным процессом для стран с развивающейся экономикой, поскольку сама по себе глобализация является лишь завуалированным продолжением колониальной политики со стороны ряда европейских государств и США.

Вторым важнейшим принципом формирования новой экономической системы нашего государства является качество принимаемых управленческих решений на государственном уровне. Подавляющее большинство аналитиков сходятся во мнении, что в настоящее время экономика нашей страны функционирует преимущественно в ручном режиме управления при создании иллюзии государственного невмешательства в рыночные отношения.

Кроме того, в последние годы очень ярко выражено отсутствие стратегического мышления в тех решениях, которые принимаются руководством страны. Примером таких стратегических просчетов являются гигантские растраты бюджетных средств на строительство новых веток газопроводов, которые оказываются незагруженными или вовсе недостроенными. При этом никакой ответственности за такое неэффективное расходование средств налогоплательщиков в нашей стране никто не несет.

Интересно
В то же время предлагаемые, по аналогии с европейскими государствами, механизмы институционального управления экономикой в России приведут к еще большему объему разворовывания и неэффективного использования бюджетных средств, поскольку бюрократическая машина в нашей стране и без дополнительных институтов успешно справляется с задачей формирования «дыр» в бюджете.

Еще одним ключевым направлением, о котором постоянно на протяжение уже двух десятков лет рассуждают на уровне президента и правительства, – это создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Однако следует признать, что для решения этой задачи в нашей стране делается крайне мало. Создание высокотехнологичных рабочих мест невозможно без восстановления машиностроения.

Государство, которое не может обеспечивать само себя высокотехнологичным оборудованием, никогда не сможет создавать высокотехнологичные рабочие места, поскольку для их создания необходимо закупать оборудование у других государств, которые в свою очередь не заинтересованы в формировании конкуренции со стороны России на мировом рынке высоких технологий.

Подтверждением отсутствия стратегического мышления как на уровне правительства, так и на уровне регионов выступает тот факт, что по указанию президента и правительства во всех регионах нашей страны были разработаны «под копирку» стратегии социально-экономического развития своих территорий. Однако, даже несмотря на то, что все эти «стратегии» являются типовыми, они совершенно не увязываются с национальной стратегией развития, и на уровне правительства ни у кого даже не возникает вопросов о разработке системы показателей, которые могли бы объединить развитие регионов и страны.

Используя наработанный положительный опыт и отказавшись от неоправданных подходов, экономика страны сегодня могла бы иметь совсем другие результаты от реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., утвержденной Правительством в 2011 г. Убедительным примером, подтверждающим сформулированное мнение, является положительный опыт проведения повторной индустриализации Калужской области, осуществленной благодаря иностранным инвестициям.

Мнение экспертов Всемирного банка о создании в Калужском регионе наиболее комфортных условий иностранным инвесторам для реализации инвестиционных проектов вполне закономерно. Инвестиционная привлекательность региона связана с формированием благоприятной законодательной базы, определившей финансовые, налоговые и иные преференции.

Например, принято Положение о предоставлении субсидий инвесторам в рамках реализации стратегических инвестиционных проектов, в соответствии с которым субсидия предоставляется в размере уплаченной инвестором суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в бюджет Калужской области. Приняты нормы, освобождающие от налогообложения организации в отношении имущества, созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта, связанного со строительством.

В регионе при полной административной поддержке формируются индустриальные парки с готовой инфраструктурой. Развитием инфраструктуры индустриальных парков, организацией финансирования инфраструктурных проектов, исполнением обязательств органов власти Калужской области перед инвесторами в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями занимается ОАО «Корпорация развития Калужской области» (далее – КРКО). Корпорация создана на основании нормативно-правовых документов властных структур субъекта РФ и выступает единым государственным оператором по развитию индустриальных парков на территории области.

При содействии КРКО в 2013 г. в регионе начали работать 13 новых промышленных предприятий. По сравнению с 2012 г., общий прирост промышленного производства составил 7,5 %, в бюджет области поступило на 1 млрд руб. больше.

Задачи эффективного решения проблем международного сотрудничества и инновационного развития страны, которые решают сегодня регионы, выступая в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, во многом зависят от системы управления, скоординированной позиции и совместной практической деятельности федеральных и региональных органов власти.

Требуются незамедлительные меры по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и межбюджетных отношений с целью стимулирования регионов к активной деятельности по привлечению инвестиций в инновационное развитие. Пример Калужской области, за последние годы значительно увеличившей налогооблагаемую базу, но сталкивающейся с сокращением федеральной бюджетной поддержки, предусмотренной бюджетным законодательством, свидетельствует о недостатке на федеральном уровне адекватных мер по стимулированию субъектов федерации, действующих в интересах России и грамотно, эффективно выстраивающих отношения с иностранными инвесторами.

Следует оценивать ситуации в регионах и с позиций возможного возникновения угроз в социально-экономической сфере. Учитывая региональные и федеральные интересы, необходимо разработать совместные опережающие меры, с одной стороны, улучшающие институциональную среду для привлечения иностранных инвесторов и внедрения инноваций, с другой – обеспечивающие устойчивое комплексное развитие территории и снимающие социальную напряженность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)