Экономико-правовые подходы к определению понятия экономической безопасности

Произошедшие в последние годы значительные изменения международной обстановки вынудили руководство нашего государства разрабатывать новые подходы к организации политического, экономического и военного взаимодействия с рядом стран мирового сообщества. К сожалению именно реальная угроза национальной безопасности привела к осознанию необходимости решения давно назревших вопросов экономической безопасности.

Интересно
Некоторые западные страны использовали экономические инструменты для решения политических задач, что обнажило слабые и уязвимые места отечественной экономики и привело к обострению интереса к решению вопросов экономической безопасности как на уровне всего государства, так и на уровне его отдельных регионов.

Существует несколько подходов к определению понятия «экономическая безопасность». Как правило, подавляющее большинство из них базируется на различных сочетаниях категорий стабильности, устойчивости в условиях изменяющейся внешней среды, а также отражении в определениях понятий независимости и экономического суверенитета.

Проведем анализ существующих подходов к определению «экономической безопасности» и сформируем свою, обоснованную позицию по данному вопросу. Начать необходимо с самого понятия безопасности. Дело в том, что даже это понятие, достаточно широко применяемое на бытовом уровне, в различные времена трактовалось по-разному.

Интересно
Принято считать, что первой законодательно закрепленной попыткой определения понятия безопасности в России являлся подход, нашедший отражение в Положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного покоя», которое было издано в 1881 г.

В данном документе понятие безопасности рассматривалось с позиции необходимости исключения возможностей внешнего воздействия на государственное устройство, а также с позиции пресечения нарушений общественного порядка. Более привычная современному исследователю трактовка термина «безопасности» появляется ориентировочно в VII в. В этот период времени под безопасностью было принято понимать состояние покоя, возникающее вследствие отсутствия физической и моральной опасности.

Кроме этого в понятие безопасности уже тогда стали вкладывать необходимость создания экономических и политических условий, способствующих поддержанию состояния спокойствия и отсутствия опасностей. Современные исследователи проблем безопасности в целом и экономической безопасности в частности в основу своих подходов к определению рассматриваемого явления закладывают понятие объекта, которое подвергается опасному воздействию, а также выделяют те факторы, которые способствуют возрастанию потенциальной опасности для выделяемого объекта.

Так, по мнению В. А. Тамбовцева, под безопасностью следует понимать состояние субъекта, при котором сведена к минимуму вероятность нежелательных изменений качественных характеристик субъекта, а также параметров внутренней внешней среды.

Е. А. Олейников предлагает определение, согласно которому под безопасностью следует понимать состояние защищенности наиболее значимых интересов общества от угроз, исходящих из внешней и внутренней среды.

С точки зрения одного из основоположников отечественного подхода к изучению экономической безопасности В. К. Сенчагова безопасность представляет собой такое состояние объекта в системе его связей, которое способствует не только выживанию, но и развитию в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, с высокой неопределенностью предстоящих изменений.

Основываясь на системном подходе к проведению исследований, нам необходимо рассматривать объект безопасности как систему, представляющую собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся во взаимной зависимости друг от друга. Такая взаимосвязь и взаимная зависимость предполагает возможность стабильного выполнения всех возложенных на объект функций.

Изучение и анализ различных существующих подходов к определению понятия безопасности подводит нас к мысли о необходимости использования в научной работе такого определения, в котором общество будет выступать в качестве объекта безопасности с учетом системных свойств, проявляемых этим специфическим объектом.

На наш взгляд, необходимо сформулировать определение безопасности следующим образом: «Под безопасностью следует понимать особое состояние социума, при котором нивелируется деструктивное внешнее и внутреннее воздействие, что позволяет осуществлять устойчивое функционирование и прогрессивное развитие общества во всех сферах жизнедеятельности».

На основе данного подхода к определению безопасности автором предлагается новое понятие «социальная безопасность», которая охватывает всю совокупность общественных отношений, нуждающихся в формировании безопасных условий. Анализ общества как системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов, позволяет автору утверждать, что объектом безопасности можно рассматривать как социум в целом, так и его составные части. Исходя из этого предположения, можно выделить несколько специфических видов социальной безопасности: военная безопасность, экономическая безопасность, демографическая безопасность, экологическая безопасность и т. д.

Каждый из указанных видов социальной безопасности охватывает часть общественных отношений, возникающих в ходе удовлетворения различных социальных потребностей. При этом каждый из выделяемых автором видов социальной безопасности обладает своей спецификой, связанной с характером решаемых задач и особенностями их реализации.
Авторский подход к классификации видов социальной безопасности представлен на рисунке 1.

Экономико-правовые подходы к определению понятия экономической безопасности

Необходимо отметить, что все обозначенные виды социальной безопасности взаимосвязаны между собой и оказывают влияние как друг на друга, так и на весь комплекс социальной безопасности. При этом, по мнению авторов, одним из ключевых видов, оказывающих непосредственное влияние на всю систему социальной безопасности, является именно экономическая безопасность.

Наиболее важным нормативным актом, посвященным вопросам экономической безопасности в нашей стране, является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

Целями стратегии являются укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, повышение уровня и улучшения качества жизни населения. В научной среде не существует единого и четко сформированного подхода к определению понятия экономической безопасности.

Вместе с тем, необходимо признать, что несмотря на наличие различий и противоречий в подходах к определению этого понятия, ни одно из существующих определений не противоречит тем целям и задачам, которые обозначены как приоритетные в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В отечественной экономической науке существует достаточно большое количество подходов к определению понятия «экономическая безопасность». Так, по мнению С. А. Афонцева, следует выделять три ключевых направления при раскрытии понятия экономической безопасности.

К таким направлениям он относит:

  • отражение в определении понятия «интересов»;
  • выделение критерия устойчивости, как основы определения понятия экономической безопасности;
  • оценка степени независимости, как критерия экономической безопасности.

С точки зрения Е. Д. Кормишкина, все подходы к определению экономической безопасности следует разделять на три группы:

  • создание такой совокупности условий, которая позволит защитить государство от различных угроз и обеспечить устойчивое развитие экономики;
  • соответствующее экономическое состояние государства, которое позволяет контролировать и защищать свои интересы по ключевым направлениям;
  • такое развитие экономики, которое обеспечивает безопасность финансово-экономических механизмов на государственном уровне.

Отличающийся от предыдущих исследователей подход представлен в работах Е. И. Кузнецовой.

В основе ее подхода к определению понятия экономической безопасности лежит выделение двух проблем, решение которых позволяет вести речь об экономической безопасности:

  • выявление факторов и условий, обеспечивающих экономическую безопасность;
  • оценка состояния защищенности финансово-экономических механизмов и ключевых интересов на государственном уровне.

На наш взгляд, исходя из проанализированных подходов, определение понятия экономической безопасности должно охватывать три направления:

  • обеспечение безопасности финансово-экономических механизмов, составляющих материальную основу национальной безопасности;
  • создание условий политической и экономической независимости, позволяющей обеспечить устойчивое поступательное развитие государства вне зависимости от изменений внешней и внутренней среды;
  • разработка глобальных стратегических механизмов государственной безопасности, позволяющих осуществлять долгосрочное планирование развития государства и общества.

На наш взгляд, понятию «экономическая безопасность» целесообразно дать следующее определение: «Под экономической безопасностью следует понимать особое состояние финансово-экономической системы, которое позволяет формироваться условиям, обеспечивающим ее стабильное и поступательное развитие, нивелируя при этом негативное влияние изменений внешней и внутренней среды, способное нанести ущерб».

Для нашей работы интерес вызывает процесс обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, при этом особое внимание будет уделяться агропромышленному комплексу конкретного региона.

В дальнейшем мы рассмотрим специфику оценки и механизмов обеспечения экономической безопасности в агропромышленном комплексе, а в данном вопросе нам необходимо осветить ключевые особенности экономической безопасности на региональном уровне.

Экономическую безопасность вне зависимости от государственного, регионального уровня или уровня хозяйствующего субъекта, следует рассматривать в виде особой системы отношений. Особенностью региональной безопасности является ее проявления в виде специфических финансово-экономических отношений, возникающих в рамках региональных экономических систем.

Однако, несмотря на наличие региональной специфики, общей для всех уровней, имеется необходимость создания и поддержания таких условий, в которых будут нивелированы негативные воздействия внешней и внутренней среды на управляемые экономические системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)