Риторический канон

Представить, какие науки сегодня тесно связаны с теорией и практикой красноречия, можно, обратившись к классическому риторическому канону, выработанному в античный период.

Канон — это образец, правило, положение какого-нибудь направления, учения.

Риторический канон предлагает правила подготовки и произнесения публичной речи.

Согласно ему, для осуществления публичного выступления оратору надо пройти пять этапов:

  • I этап — инве́нция (лат. invention — изобретение) — изобретение содержания речи. На этом этапе говорящий создает общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.
  • II этап — диспози́ция (лат. dispositio — расположение) — расположение изобретенного в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.
  • III этап — элоку́ция (лат. elocutio — словесное выражение) — речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.
  • IV этап — мемо́рио (лат. memorio — запоминание) — запоминание речи и подготовка к ее произнесению. На этом этапе оратор редактирует текст, подбирает приемы, способствующие лучшему восприятию речи слушателями, запоминает текст и репетирует.
  • V этап — а́кцио (лат. actio — произнесение) — произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со  слушателями, применяет все подготовленные приемы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Классический канон, таким образом, ограничивает работу оратора над речью ее произнесением. В работах современных авторов классическая модель конкретизируется и модернизируется добавлением посткоммуникативного этапа — этапа рефлексии.

На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, ее законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

Словесное оформление выступления требует от оратора хорошей лингвистической подготовки, которая настоящую проверку проходит в момент выступления, когда неизбежна импровизация. Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь должна быть хорошо произнесена, а это требует знания техники речи, которая опирается на данные физиологии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи.

При подготовке речи и во время ее произнесения оратор ориентируется на определенную аудиторию, что требует знаний в области общей и социальной психологии, педагогики, методики публичного вступления.

Интересно
Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения с аудиторией, определяются и знанием психологии, и владением этикой, и уровнем культуры общения оратора.

Совершенно очевидно, что и классическая риторика, и неориторика рассматривают ораторскую речь как сложный процесс, продукт длительного труда. И короткая речь на митинге, и выступление перед трудовым коллективом, и вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)