Реклама во времена оттепели

В послевоенные годы пропагандистские плакаты стали менять свой вектор в сторону идеологии мира и согласия, дружеского общения и сотрудничества в разных сферах с другими странами.

Интересно
Во времена оттепели для информирования зарубежных партнеров об экспортных возможностях Советского Союза стал выходить периодический сборник рекламных материалов «Советский экспорт». Позже рекламный проспект трансформируется в журнальную периодику. Это издание стало своего рода площадкой для реализации новых идей и задумок художников и журналистов, своеобразной школой копирайтеров.

Благодаря «Советскому экспорту» в стране выросла целая плеяда художников-графиков, дизайнеров рекламной продукции, фотографов, журналистов, ставших признанными мастерами рекламного дела. В 1965 г. создается Всесоюзное объединение «Союзторгреклама», учреждается Межведомственный совет по рекламе. Позже появляются Всероссийское объединение «Росторгреклама» и ряд отраслевых рекламных служб. В 1971 г. вышел первый номер специализированного журнала «Реклама».

Активно стали заниматься рекламой предприятия-монополисты, такие как «Аэрофлот», Министерство морского флота и др. В стране проводились выставки-ярмарки рекламного оборудования. Их рекламные плакаты можно было увидеть на улицах, в крупных магазинах, в печати. Советские художники оформляли улицы, парки, занимались киноафишами, стараясь их сделать максимально привлекательными, используя громкие заголовки и богатый иллюстративный ряд.

Печатная реклама в этот период активно формировала спрос на товары народного потребления. Она информировала советского жителя о наиболее полезных свойствах товаров и рациональных способах их применения. Основные принципы советской рекламы – это идейность, плановость и конкретность.

Продолжала процветать политическая и социальная реклама. Регулярно выпускались стенгазеты, агитплакаты, «Молнии», «Окна сатиры» и т.д. Идеологически установки партии выражались в плакатах и лозунгах как средствах наглядной агитации: «Каждой рабочей минуте пятилетки – высокую эффективность» или «Рекорды должны стать нормой!».

Социальная реклама боролась с нарушениями трудовой дисциплины, бесхозяйственностью на местах, с тунеядцами и пьяницами. Принцип идейности и правдивости успешно реализовывался в промышленной рекламе. Авторы полагали, что через убеждение в высоком качестве произведенного в СССР товара реклама способствует пропаганде социалистического способа производства. Для этого подбирались убедительные аргументы и приводились цифры, что не всегда работало положительно. Случалось, что рекламу перегружали лишними цифрами, тогда от рекламы был обратный эффект.

Все рекламирование продукции осуществлялось согласно единому тематико-финансовому плану. В нем были расписаны все рекламные мероприятия, сроки и место их проведения, а также выделяемые на них средства. То есть производство ее было плановым, что негативным образом сказалось на развитии рекламы как важной отрасли экономики1.

Сами предприятия или торговые организации не спешили усовершенствовать рекламную деятельность своих ведомств, не заботились о формировании имиджа компаний. Реклама требовала больших финансовых вложений, и не каждый руководитель мог позволить себе изготовить ролик, чтобы транслировать его по телевидению.

Рекламные плакаты были однотипными по манере подачи текста. Над слоганами никто не задумывался, они были просты и даже примитивны в сравнении с сегодняшними слоганами. Да и само исполнение продукта было далеко от технических возможностей и тех психологических приемов, которые используется в современной рекламе.

Чаще на плакатах и вывесках можно было наблюдать такие слова, как «полезный», «питательный», «практичный», «удобный» и др. Использовалась превосходная степень слова «хороший».

Например: «Книга – лучший подарок», «Туризм – лучший отдых». В основном употреблялись глаголы повелительного наклонения: «Пейте томатный сок!», «Экономьте время – покупайте пищевые полуфабрикаты», «Пейте советское шампанское!» и др. Но, пожалуй, самая популярная и известная реклама того периода – это « етайте самолетами Аэрофлота» и «Храните деньги в Сберегательной кассе».

Социальная реклама, с одной стороны, тоже была проста и лаконична. Плакаты не отличались символикой и серьезным зрительным рядом. Но, с другой стороны, она была доходчивой, и четко формулировала главную мысль плакатов. Например, в наглядной агитации против пьянства и курения можно было увидеть дымящиеся папиросы или руки, поднятые в протестующем жесте, отказывающемся от рюмки водки, и все это на фоне крупным шрифтом набранного слова «Нет!» с разным количеством восклицательных знаков.

В целом роль рекламы в развитии производства и торговли в тот период явно недооценивалась, осознание безграничных возможностей этого важного инструмента продвижения товара или предприятия, самого человека придет позже, и тогда начнется настоящий расцвет рекламы, который продолжается и в наши дни.

Только переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в рекламном деле. В период перестройки в советской печати стала появляться реклама зарубежных товаров широкого потребления, примерно 25% газетной площади отводилась под рекламу именно отечественных производителей.

Реклама на радио и телевидении была объемной и зачастую размытой, не было четких формулировок о качестве товара, его возможностях и т.д. Продолжительность рекламных роликов могла достигать пятиминутного отрезка времени и даже больше (например, телереклама «Сбербанка»).

Интересно
Временем расширения возможностей рекламного инструментария стал период перестройки и гласности, когда многие предприятия перешли на хозрасчетную систему. Специалисты разделяют его на два этапа. Первый (с 1985 по 1988 г.) и второй – с 1988 по 1991 г. После того как государственные предприятия перевели на хозрасчет и самофинансирование, их руководители для увеличения сбыта своего товара на рынке обратились к рекламе, осознав ее широкие возможности.

Согласно Постановлению ЦК КПСС «О мерах по коренной перестройке организации внешнеэкономической рекламы» от 7 февраля 1988 г., государственная монополия на рекламную деятельность отменялась, а сама реклама стала договорной. В том же году была упразднена цензура, а через два года легализовано частное предпринимательство. Таким образом, в СССР стал формироваться рынок рекламы, а сама реклама становилась инструментом маркетинга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)