Религиозные и светские бренды

С давних времен люди интуитивно занимались, говоря современным языком, территориальным маркетингом и брендингом. Стратегии продвижения тематически можно поделить на религиозные и светские.

В романе «Баудолино» Умберто Эко писал: «Баудолино понимал, что порядочные мощи могут изменить статус города, сделать из него цель бессчетных паломничеств, преобразить приходскую церковь в мавзолей».

В России святые мощи собирали пожертвования, привлекали верующих и способствовали, таким образом, продвижению территории. Например, после гибели младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия в 1591 г. к месту его захоронения в угличском храме в честь Преображения Господня устремились в большом количестве паломники со всей России. Считалось, что у его гробницы совершалось множество исцелений, и эти рассказы о регулярно случающихся чудесах передавались людям.

Интересно
Действительно, святые мощи в те годы и по сей день остаются действенным инструментом продвижения территорий. Спустя много веков святые мощи способствуют привлечению туристов и паломников. И придумывание дополнительных историй, связанных с тем или иным объектом, дает дополнительные стимулы для его успешного продвижения и формирования положительного, привлекающего туристов, имиджа.

Французский Лурд в ХХ в. стал одним из самых посещаемых городов Европы благодаря именно святым мощам. Религиозный подтекст есть и у городов, известных под брендом университетских, потому что многие университеты с мировым уровнем создавались именно на базе монастырей. Например, Оксфорд впервые был упомянут в «Англосаксонских хрониках» еще в 912 г. Речь шла о том, что на его месте располагалась монашеская обитель Фрайдсвайд, а первый в Великобритании университет в Оксфорде был основан в 1117 г. именно для того, чтобы дать священнослужителям более полное образование. Позже университет стал привлекать студентов другого профиля, и впоследствии Оксфорд стал ассоциироваться именно с вузом, где можно получить качественное и, что немаловажно для развития брендинга, престижное образование.

В России среди «классиков» в сфере получения отличного и престижного образования, дающего дальнейшее удачное трудоустройство, можно назвать Московский государственный университет (МГУ). Именно с этим вузом у большинства россиян будут ассоциироваться престиж и качество учебного процесса.

Различные торговые ярмарки и фестивали тоже способствовали появлению брендов территорий. Еще в Средние века торговля служила важным инструментом в сфере разработке брендинга. Ярмарки выполняли функцию крупных центров развлечений, которые привлекали разные категории граждан: купцов, уличных артистов, мастеров, рядовых зевак.

На Руси ярмарки устраивали в местах, наиболее посещаемых людьми. Обычно это были площади возле церквей и монастырей. Монастыри иногда получали право целиком или частично оставлять себе ярмарочные и торговые пошлины, поэтому всеми возможными способами они старались привлечь продавцов и покупателей. Часто торговцы селились возле монастырей, заселяли постепенно большие территории, из которых постепенно возникали целые города. Так появился город Тихвин в Новгородской области, калужская Жиздра, Сергиев Посад в Московской области.

История имеет примеры, когда бренд территории возник в результате продуманных экономических действий определенного человека или группы лиц. Например, ярмарка в Антверпене (Голландия) в Средние века приобрела огромную популярность после того, как в Х в. герцог Брабантский предоставил право свободной торговли в городе английским, венецианским и генуэзским купцам. После этого город начал интенсивно развиваться и впоследствии стал одним из крупнейших торговых портов Северной Европы. То есть в данном случае бренд территории возник в результате продуманных экономических действий одного человека – герцога Брабантского.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)