Развитие усердия у детей и подростков

Еще одно качество личности – усердие. В этимологии это слово означает активную деятельность, осуществляемую «сердцем», т.е. внутренней потребностью выполнить качественно и эффективно работу и наполнить ее духовным смыслом в соответствии личных и общественных интересов. Данное понятие принципиально отличается от понятия «трудолюбие» как желания и способность много и хорошо трудиться. Данное понятие «усердие» используется с целью подчеркнуть духовную составляющую этого энергетического качества личности.

Суть этого качества заключается в том, чтобы обеспечить ребенка радостным отношением к труду как деятельности на Благо других, имеющая восходящее и ритмическое движение по пути самосовершенствования. Ритм является основным средством этого поступательного движения, требующего дисциплины ума и сердца, внутреннего равновесия от фрустрирующего и разрушающего воздействия низших эмоций и качеств.

Радость от своей деятельности является условием такого труда. Сознательный и созидательный труд. Труд является важным средством развития сознания. Это значит, что нужно осветить труд как стержень работы над собой. Изменяя свои низкие качества, устремляясь к высшим смыслам Бытия, человек меняется изнутри, начинает творчески относиться как себе, так и выполняемой им деятельности. Труд, проводимый человеком внутри себя непосредственно взаимосвязан с внешней деятельностью.

Труд должен осуществляться по желанию, быть свободным, а ученик освоить позицию испытателя, так как каждый труд обладает возможностями новых открытий и достижений. Эта позиция должна быть изначально заложена в деятельности педагога и, как следствие, у воспитанника (метод личного примера). Именно, педагог должен создавать соответствующие условия и атмосферу, стимулирующие процесс сознательной, творческой и деятельностной активности ребенка.

Педагог в каждом акте труда (деятельности) помогает ребенку увидеть радость открытий для себя нового, творческого подхода к решению поставленных задач, веру в то, что обогащает ребенка новыми идеями и мыслями.

Уверование – важнейший элемент в подготовки ребенка к любой деятельности.

Уверование в своих силах, новых открытиях, важности этого труда для себя и других; вера в то, что ожидаемая цель работы обеспечит ребенка новым пониманием своего развития.

Уверование – это залог того, что человек внутренне готов к работе, преодолению трудностей, нацелен на искомый результат. Каждое действие должно нести в себе элемент творчества, поиска в себе постоянного устремленного движения к постижению знаний.

Совершенное действие обогащает человека в том случае, если оно связано с его духовными чувствами, качествами развития сознания и теми жизненными принципами, которые заложены в ценностях и ценностных ориентациях, являющихся основой развития сознания человека.

Совершенное действие обеспечивает реализацию текущих целей человека, обогащает его способностями для движения вперед по пути самосовершенствования, если эти цели и ценности соответствуют эволюционному пути человечества.

Педагог должен совместно с детьми фиксировать результаты этих действий, способы их достижения и обретение новых умений (рефлексия деятельности). При этом надо помнить, что педагог должен не давать советов, так как они не достигают назначения, а даются только для себя, а обеспечить условия для поиска или выбора из веера возможных способов того, который соответствует конкретному ребенку.

Все это обогащает сознание ребенка, так как освоенные действия в соответствии с духовными ценностями несут утверждение энергетических качеств (оптимизм, спокойствие, волевые качества) в развитии сознания.

Важным элементом труда является его дисциплина как средство преодоления инертности физического тела человека и его ума. Дисциплина труда – это осмысленное движение в соответствии с духовными ценностями постепенного приближения к намеченной цели.

При этом все мешающее извне растворяется в окружающем пространстве сознания, именно внутренним безмолвием, идущего от обретенного внутреннего покоя сознания. Труд конечно же должен быть напряженным, но посильным и обязательно поощряемым.

При этом надо помнить, что в процессе труда радость открытий (принятие новых идей и мыслей), ведущих к развитию сознания, требует закрепления, т.е. времени на продолжение их принятия в свое сознание. Иначе быстрое движение по пути развития сознания может привести к его разрушению, психическим перегрузкам и нарушениям.

Итак, труд – это средство движения, всегда должен быть одухотворен, радостен, всегда должен быть осмыслен и нести в себе заряд открытия, что и характеризует качество усердия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)