Развитие сознания человека как цель педагогики сознания

Для педагогики сознания психологическое понимание сознания и его черт в каждом слое является ориентиром для построения мотивационной, интерактивной и рефлексивной деятельности с детьми по развитию их сознания. В индийской философии на основе изучения древнейших источников (вед) Шри Ауробиндо вводит терминологию, которая используется в современной психологии, раскрывающая понимание структуры сознания.

Он говорит о том, что есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах:

  1. Сверхсознательное с единственным центром немного выше макушки головы, который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами – с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным разумом и т.д.
  2. Разум, имеющий два центра: один между бровями, который управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также центром тонкого видения, «третьим глазом», о котором говорят некоторые традиции); второй – на уровне горла, он управляет всеми формами ментального выражения.
  3. Витальное, имеет три центра: один – на уровне сердца – управляет нашей эмоционлаьной жизнью (любовь, ненависть и т.д.); второй – на уровне пупа – управляет нашими импульсами власти: господствовать, обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т.д.; и третий, низшее витальное – между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения – управляет низшими вибрациями – ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
  4. Физическое и подсознательное. Подсознание с центром у основания позвоночника – этот центр управляет нашим физическим существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим регионам подсознательного (Сатпрем). Итак, не вдаваясь подробно в изучение трудов Шри Ауробиндо и его последователей, можно констатировать, что структура сознания при его целостности имеет два уровня: поверхностный (социальный) и глубинный (духовный).

Каждый уровень имеет аспекты: ментальный (разумный, познающий), витальный (эмоционально-чувственный) и физический (телесный), переплетенные между собой и создающие сочетания. Необходимо развитие и социального и духовного сознания.

Социальное сознание может стать важным источником для развития духовного сознания через устремления человека к постижению бытийных смыслов внешнего мира, нравственных ценностей, духовных знаний в процессе жизнедеятельности, обогащения духовным опытом.

Может оставаться поверхностным, вбирая в себя только нормы и правила жизни в обществе в угоду своей самости, удовлетворяя свои потребности на уровне разума, эмоций и чувств, а также тела. Внешнее сознание раскрывает нашу поверхностную деятельность, ее активность, которая только частично выражает наше общее сознание.

И только углубляясь внутрь себя в период испытаний и осмысления полученного опыта, мы осознаем, что есть более глубинный уровень сознания, который и определяет наше истинное Индивидуальное Я. Наше глубинное существо через духовное сознание осознает взаимосвязь и истинные знания через универсальное сознание, окружающее нас в беспредельном Космическом пространстве.

Обобщение представлений о структуре сознания ученых разных научных областей знаний и направлений подвели нас к пониманию, что структура сознания определяется двумя уровнями: поверхностным (личным) и глубинным (духовным). Поверхностное сознание связано с обогащением внешними социальными и ноосферными знаниями человека, в том числе и моральных норм, созвучных вибрациям самого человека в аспектах разума, чувств и тела.

Интересно
Глубинное сознание черпается изнутри, обогащается за счет отбора тех знаний, которые находятся в Космическом пространстве. Эти знания не поддаются разрушению, а остаются вечно. Чем сильнее эти знания закрепились в сознании человека, тем выше уровень его сознания. Глубинное сознание влияет изнутри на поверхностное сознание человека, на сознание других людей в тех же аспектах разума, чувств и тела.

Что такое сознание в контексте педагогики сознания? Рассмотрим процесс его развития и его разные уровни. Сознание человека эволюционирует, включая первоначально социально принятые (нравственные) ценности, постепенно их заменяя духовными знаниями, созвучными Космическим Законам. Эти знания кристаллизуются и не могут быть подвержены разложению. Следовательно, человек может обладать сознанием, включающим как нравственные нормы, так и духовные знания.

В первом случае, сознание исторически обусловлено, все время подвержено изменениям, так как социально одобряемые нормы все время корректируются в обществе. Такая зависимость превращает человека в марионетку или флюгер для внешних воздействий. Во втором случае, сознание человека обладает устойчивостью, что становится причиной появления сильной натуры, не зависящей от превратностей судьбы, мировых потрясений.

Движение от внешне зависимого сознания к духовному сознанию может осуществляться всю жизнь. Большинство людей так и умирают, не кристаллизовав в своем сознании духовные знания, оставаясь в иллюзиях социально принятых норм. Сознание изменяется в процессе осмысления своей деятельности, размышления о совершенствовании своих качеств, избавления от низших (отрицательных) эмоций, соответствующих им действий и поступков, качества познавания мира и себя, совершенствовании своего физического тела, обеспечивающего возможности для активной жизнедеятельности.

Поэтому задачей сознания является движение человека к совершенствованию. Если этого не происходит, если человек пребывает в хаотичном состоянии, то может произойти или взрыв, ведущий к «омрачению» сознания, или скатыванию к малому и низшему уровням сознания.

Интересно
Следовательно, сознание имеет различные уровни. Уровень сознания определяет причины качества прохождения жизненного пути. Поэтому педагогика, как отрасль научного знания, должна осознать необходимость строить процесс воспитания, не только на присвоении ребенком внешних социально одобряемых норм и ценностей в поведении и качествах личности, но и глубинных вечных духовных знаний.

Весь арсенал полученных знаний человек использует как в самостроительстве и самосовершенствовании, так и обеспечивает развитие и совершенствование окружающего его мира, помогая осуществлению Высшего замысла Космоса в эволюционном движении человечества. Это станет важнейшей задачей педагогики на длительный период существования человечества.

В научной и художественной литературе различные определения и характеристики сознания. Обобщив различные высказывания, можно заявить о пяти видах сознания: духовном (высшее, расширенное, просветленное, повышенное, возвышенное, открытое), личном (обыденное, поверхностное), малом (ограниченное, однобокое, неразвитое, невежественное), низшем (смутное, наследие животного мира, потухшее), темном (омраченное).

Современному педагогу необходимо работать со всеми уровнями сознания. Правда с последним омраченным сознанием преимущественно должен работать психиатр, т.к. характеризует психические нарушения (психические заболевания) в развитии человека.

Сознание личное – это обыденное сознание, которое стремится к развитию на уровне принятия социальных и нравственных норм в своей сущности. Сознание личное (поверхностное) – это сущностное ядро субъектности человека, которое существует у него в течение всей его жизни, вбирая в себя все осмысленные, принятые через опыт и преодоленные жизненные препятствия, знания, определяющими элементами которых являются: субъективно осознанные чувства, действия, познавание, физические свойства тела (генотип).

Сознание малое или ограниченное не имеет стремления движения вперед и вверх, «за горизонт», а довольствуется своим маленьким «мирком». Люди с малым сознанием делятся на два типа: одни опасаются, как бы не унизить своего достоинства, не выглядеть «чудным» или глупым, другие представляют себе все в умаленных мерах (сознавание небольшого числа самостоятельных предметов мысли социально-бытового уровня). Малое сознание предполагает во всем начинать снизу.

Глубинное сознание – сверху, т.е. от постижения высших духовных смыслов. Малое сознание ведет к ограничению в развитии, может остаться неразвитым сознанием.

Неразвитое сознание – это невежественное сознание, сродни животному, которое может в своей ограниченности продолжать свое существование, не прибавляя и не раскрывая своих потенций. Много таких людей на земле. Именно они кричат: «Хлеба и зрелищ!», готовы как восхвалять, и также легко низвергать своих героев. (Вспомним, как люди в Иерусалиме встречали, а затем через 5 дней закидывали камнями Иисуса Христа).

Потухшее сознание страшнее малого сознания. Такое сознание трудно привести к пробуждению. Только через неожиданные катаклизмы, способные разбудить и создать катарсис в сознании личности. Потухшее сознание влияет и на других, вытягивая из них энергию и устремления.

Глубинное (духовное) сознание – это открытое сознание к постижению беспредельности познания Любви, Красоты, Истины, Космоса; это движение к развитию творческой мысли, усвоению ее великого значения.

Расширенное сознание увеличивает восприимчивость, распознавание, осознание путей эволюции, устремленности в будущее. Мышление как процесс, влияющий на сознание, должно стремиться к развитию разнообразных интеллектуальных способностей (анализ, синтез, обобщение, различение).

Расширение сознания происходит не извне, а изнутри. Поэтому воспитатель не может непосредственно воздействовать на расширение сознания, а должен создать условия для появления импульса, мотивов у ребенка к его движению к расширению своего сознания.

Нотации и наказания, нравственные требования никогда не имели положительного воздействия на развитие личности ребенка. Он мог приспособиться, демонстрируя внешне правильное поведение, но внутренне оставался прежним или даже становился хуже, скрытнее и изощреннее в своих негативных проявлениях.

Необходимо держать высокую планку по созданию условий, воспламеняющих у детей интерес к высокому мышлению и устремленности. Любой познавательный труд, основанный на духовных ценностях, на стремлении к Общему Благу, дает прекрасные плоды расширяющего сознания.

При этом необходимо помнить и о закреплении новых достижений в сознании, в движении мысли. Необходимо время на осмысление новоприобретенного в сознании, не стремиться сразу же толкать к новым открытиям, а подготовить почву для них, чтобы не произошло их сжигания из-за переутомления. Необходимо поддерживать спокойный перманентный процесс развития творческого сознания.

Итак, Сознание человека – это сущностное ядро субъектности, которое существует у него в течение всей его жизни (или после нее), вбирая в себя все осмысленные, принятые через опыт и преодоленные жизненные препятствия, социально значимые или сущностные (экзистенциальные) знания, определяющими элементами которых являются: субъективно осознанные чувства, действия, познавание, физические свойства тела (генотип).

Сознание есть способность наблюдения и восприятия нашего окружения, а также различения между двумя или несколькими предметами. Важнейшее свойство сознания заключается в способности восприятия. Там, где нет способности к различению, нет и сознания. Уровень и состояние сознания различных индивидуумов зависит от способности наблюдать и распознавать существующее между двумя аспектами соотношение.

Сознание – это способность к восприятию, познанию и отбору материальных и духовных знаний, качеств и способностей, необходимых человеку для его дальнейшего совершенствования в процессе его эволюционного движения в Мироздании. Сознание не материально и не является энергией. Это место соединения энергий мышления и сердечных качеств. Сознание не имеет формы. Сознание заключено во всех сферах человека: физической, чувственной, ментальной и духовной.

Сознание как поле переработки новых мыслей-энергий в соответствии с принятыми человеком взглядами-ценностями обогащает себя новыми субъективно освоенными знаниями. Поэтому, чтобы избежать искажений, важны согласованность и соответствие сознания человека и Космического сознания, испускающего мысли-энергии. Это может обеспечить только глубинное сознание, основанное на духовных ценностях: Любви, Красоты, Истины.

Чувственное восприятие происходящего включает чувственный аспект сознания и принимает форму позитивного или негативного образа эмоций, так и мыслительная операция приобретает форму мысли или близкой к Истинной, или ей противоположную (ложную). Так возникают уровни личностного или духовного сознания. На поверхностном уровне сознания собираются мысли, чувства и планируемые действия, связанные с социальными и личностными смыслами близкого радиуса связи с созвучными идеями.

Духовное сознание – это прерогатива духовных смыслов и ценностей, имеет дальний радиус связи с Космическими Знаниями. На уровне духовного сознания осмысление даже бытовых знаний и поступков осуществляется в духовном аспекте, имеют истинное значение.

Итак, сознание есть свойство материи, оно не имеет свой формы (тела). Сознание – это не орган организма, это пластичное образование, вмещающее идеи, очувствованные знания по созвучию ведущих ценностей, взглядов, смыслов. Сознание развивается и расширяется, переходит с поверхностного на глубинный уровень путем освоения социальных и духовных качеств и знаний с помощью энергетических качеств человека.

Таким образом, сознание способствует социальному и/или духовному восхождению человека по пути его эволюционного развития, обеспечивает отбор и накопление опыта, позволяющего ему отстаивать свои цели, убеждения, совершать действия и поступки, опирающиеся на социальные и/или духовные ценности.

Интересно
В.П. Зинченко в статье «Миры сознания и структура сознания» писал: «На самом деле сознание инерционно и не поддается мгновенной переделке, перековке, перестройке. Необходима целенаправленная работа по его очищению, расширению. Без такой работы она расширяется и приходит в норму крайне медленно».

Воспитание во всем мире, всегда (кроме религиозных, скрытых и сакральных сообществ), во все времена строилось на развитии поверхностного сознания. Поверхностное или личное сознание может воспринимать мир и все в нем происходящее только от себя и через себя. Каждое явление и процесс воспринимается субъективно.

Поэтому в споре (дискуссии) побеждает тот, кто обладает большим интеллектом и волей, заставляя принять свою точку зрения более слабых. При равных возможностях каждый остается при своем мнении. Народы определяются схожестью информационно-чувственных вибраций, так называемой ментальностью.

Наиболее успешные в материальном благополучии пытаются навязать свой образ мыслей и чувств. Например, западная цивилизация, пытаясь охранить свои ценности, неутомимо навязывает их всему миру, не понимая, что попытка сохранить свои ценностные взгляды (которые из-за абсолютизации некоторых понятий, например, «свобода», могут стать гипертрофированными, противоположными их смыслу, антипродуктивными), нарушают процесс эволюционного развития и ведут к затуханию и гибели цивилизации, что многократно демонстрировалось в истории человечества.

Духовное сознание позволяет воспринимать индивидуальные образы жизни других, все время устремляясь к бесконечному процессу постижения всеобщих знаний. Необходимо менять сущностный подход к процессу воспитания человека, т.к. история доказала неэффективность развития поверхностного сознания, которое под влиянием обстоятельств меняет свои ценности, взгляды, отношения. При поверхностном сознании, под влиянием низких эмоций, поддерживаемых интеллектом, люди легко разрушают дружеские отношения, начинают войны и т.д.

На данном этапе развития человеческого общества нельзя замерить уровень сознания, но можно замерить элементы, обеспечивающие развитие сознания: оптимизм, устремленность к познанию (познавательные возможности и способности), интеллектуальные, коммуникативные, эстетические, организаторские и иные способности, понимание и устремленность к развитию духовных качеств (доброта, мужество, стойкость, спокойствие и др.), отраженные во взглядах и поступках. Ориентация на развития духовного сознания даст мощный толчок эволюционного движения человечества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)