Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

  1. Игры младших дошкольников
  2. Игры старших дошкольников

 Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу. В дошколь­ном возрасте она проходит существенный путь своего развития. В об­щих чертах линию развития игры ребенка можно представить как пе­реход от операциональной схемы действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке.

Главным содержанием игры младших дошкольников является вы­полнение определенных действий с игрушками. Они многократно по­вторяют одни и те же действия: «трут морковку», «режут хлеб», возят машинки. При этом результат действия не используется детьми — на­резанный хлеб никто не ест, а машинки ничего не привозят. Сами дей­ствия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращен­ными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на  себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.

Та же по сюжету игра в середине дошкольного детства проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается «детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся коро­че, не повторяются, сменяются одно за другим. Они выполняются уже не ради них самих, а для осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычай­ но придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их дей­ствия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольни­ков разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов де­тей.

У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основ­ные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым долж­но производится игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей».

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет.

Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с со­вместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся во­круг того, «бывает так или не бывает».

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Выше было отмечено, что всякая роль предполагает определенные правила поведения, то есть диктует, что можно и чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль. Например, роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося  и пр. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами доста­точно условно. Но в ролевых играх правило «скрыто» за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ре­бенком. В играх с правилами наоборот — правило должно быть откры­тым, то есть четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скры­тым правилом к играм с открытым правилом и скрытой роль

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)