Дифференциация детей в детском коллективе

 На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и ко­личественный состав детских объединений, содержательность обоснова­ния выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личност­ных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детского кол­лектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми большин­ством детей, другие находятся в положении «отверженных»). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемы­ми для большинства сверстников, другие — не пользуются особой попу­лярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2- 3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охот­но выполняют их просьбы. Таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с ор­ганизацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное по­нимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в част­ности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не прини­мают в игры, с ними мало общаются, не хотят уступать игрушки. Ос­тальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. Например, каждого ребенка в группе спра­шивают, кого бы он хотел пригласить на день рождения, или с кем бы хотел дружить, или жить в общем красивом доме и пр. Членов группы, получивших наибольшее число положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие наобо­рот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способ­ности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать распо­ложение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в пси­хологических исследованиях.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преиму­щественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социаль­ной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, 254 Часть IV. Дошкольный возраст Т. В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что по­ложение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популяр­ность в группе во многом зависят от их способности придумать и орга­низовать совместную игру.

В работах Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе ис­следовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было по­казано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверст­ников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружаю­щими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает актив­ность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает ак­тивность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстни­ками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Феномен детской популярности связан не только с успехами ребен­ка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное — с их способностью удовлетворять потребности других. М. И. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межлич­ностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных по­ требностей партнеров. Если содержание общения не соответствует потребностям ребенка, то расположение к партнеру ослабляется, и на­ оборот, адекватное удовлетворение основных потребностей ведет к сим­патии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Данная гипотеза была подтверждена в эксперименталь­ных работах Р. А. Смирновой и Р. К. Терещук, результаты которых по­казали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирую­щие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, авторы выделяют такие главные качест­ва, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Другие исследования, выполненные под руководством Т. А. Репи­ной, показали, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в этих работах речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных де­тей, которые определяются через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общитель­ностью.

Итак, психологические исследования показывают, что в основе из­бирательных привязанностей детей могут лежать самые разные каче­ства. Среди них — инициативность, успешность в игровой или конструк­тивной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную по­требность ровесников, способности к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя и далеко не полный) перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.

Для выяснения этого вопроса было предпринято специальное экспе­ риментальное исследование (Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина), в кото­ ром выяснялись психологические особенности, которые отличают по­ пулярных детей от непопулярных. Здесь сравнивались такие качества этих двух групп дошкольников, как уровень умственного развития, ак­тивность в общении, стремление занять лидирующую роль в игре, от­ ношение к сверстникам, способность к сопереживанию и пр.

Полученные результаты показали, что далеко не все из этих качеств отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы де­тей практически не различались по уровню развития мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению соци­альных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверст­ников. Результаты показали, что по степени общительности и ини­циативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников.

Однако среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы — замкнутых и совершенно пассивных и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руковод­ству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремление ребенка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивают при­знание и симпатии сверстников. Все популярные дети занимали сред­ние позиции по этим показателям.

Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средние показатели (которые были за­ фиксированы у многих других детей в группах) сами по себе обеспечи­вают популярность ребенка в группе сверстников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)