Основные симптомы кризиса семи лет

 К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появля­ются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появ­ляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паяс­ничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не моти­вировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной по­ходкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатле­ние какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного пе­риода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и являет­ ся одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосред­ственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредствен­ности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые  легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошколь­ник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между пе­реживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. Его пережи­вания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представ­лениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близ­кими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возни­кает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребе­нок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам.

Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо вся­ких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежела­тельным для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам.

Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкри­кивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведе­ние. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о при­чинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер свое­ образного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго вы­бирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, старают­ся выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под пред­логом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети 286 Часть IV Дошкольный возраст «перестают слышать» или отрицают ранее не обсуждавшиеся требова­ния взрослых. До определенного времени данные правила были нераз­дельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка во­площением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрос­лым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него — наруше­ние. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое™» воз­никают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Нега­тивные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком дру­гом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной пси­хологический смысл этого переходного периода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)