Психологические новообразования кризиса семи лет

Потеря непосредственности является для ребенка величайшим приоб­ретением на пути его человеческого развития. Потеряв непосредствен­ность, он обретает свободу от наличной ситуации. Эту свободу ему дает произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взросло­го, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Л. С. Выготский подчеркивал существенную разницу ме­жду переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и пр.) и знанием, что я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кри­зису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств».

Д. Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хро­мого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребя­тами в футбол.

Естественные неудачи и насмешки сверстников, конечно же, огорчали его, но, несмотря на это, он каждый раз при первой возможности опять устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на хроническую неуспешность, общего чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые отказался от игры в фут­бол, осознав свою несостоятельность в этом деле. Возникло обобщенное аффективное переживание своей спортивной ущербности, которое стало сильнее непосредственного желания играть.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются след­ствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный, мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные ссию­ минутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интере­ соваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к об­щим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, о его стремлении найти свое место в широком мире.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его со­циальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавли­вает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверст­никами. Отличительной чертой контактов в этой новой общности ста­новится опосредствованность взаимоотношений определенными прави­лами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую общность требует изменения характера общения ребенка с окружающими. В сфере контактов со взрослыми складыва­ется внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой кото­рого является произвольность, подчиненность правилу. В таком обще­нии ребенок должен понимать, как нужно вестасебя с воспитателем,  с врачом, с продавцом в магазине, и в соответствии с этим вступать в раз­ные контакты с разными взрослыми. В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с уче­том правил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.

Способность детей 5-7 лет к произвольному общению исследова­лась в работе Е. Е. Кравцовой.

В качестве методики использовалась известная детская игра «Да и нет не говорите». Детям задавались провокационные вопросы типа: «Трава бывает белая?»; «Ты любишь ходить к врачу?»; «Коровы летают?» и пр. Игра содержала одно, но очень трудное для дошкольников правило: отве­чая на вопросы взрослого, дети не должны были употреблять слова «да» и «нет». Количество правильных ответов служило показателем произ­вольности в общении со взрослым. Результаты этого эксперимента показали, что произвольность в общении начинает складываться у детей 5-6 лет и затем интенсивно развивается в 6-7-летнем возрасте. Однако во всех возрастных группах обнаружились существенные индивидуаль­ные различия. Дети, способные к произвольной регуляции своих отве­тов, видели условность позиции взрослого, понимали двойной смысл его вопросов и искали способы правильного построения ответов. Дети с непосредственным общением воспринимали только один прямой и однозначный смысл вопросов. Они не удерживали контекста общения, не понимали условности ситуации, хотя хорошо знали и помнили правила игры. Эффективным способом повышения числа правильных ответов для этих детей оказались приемы, помогающие ребенку увидеть услов­ность позиции взрослого, — оценка своих ответов и временная задержка ответа, дающая возможность подумать.

Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможным интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации PI от си­туативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, за­ бота о другом и пр.  Во-вторых, общение детей все более опосредствуется правилами, принятыми в детских сообществах. Поми­мо правил совместной игры, начинают работать правила, регулирую­щие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни семилетнего ребенка. Одобрение и призна­ние, идущие от членов этой новой общности, становятся для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не отлиты в четкие сознательные инструкции, а суще­ствуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей их будущее.

Т. В. Ермолова и И. С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в семилетнем возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка «взрослые» возраста — юность и взрослость. Именно эти возраста выступают для де­тей как наиболее счастливые и желанные. Причем в семь лет дети впер­вые начинают выделять для себя такой критерий возраста, как социаль­ный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Осознание социально зрелых периодов жизни как более ценных по сравнению со своим собственным возрастом приводит к расширению временной перспективы в сторону отдаленного будущего — ре­бенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное ме­сто в обществе, то есть быть кем-то в нем (милиционером, начальником, ветеринаром, мамой и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у се­милеток в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется соци­ альная по смыслу перспективная цель.

В уже упомянутой работе Т. В. Ермоловой детям предлагалось принять участие в предстоящем через месяц соревновании с другой группой дет­ского сада, для чего необходимо было выбрать команду игроков и подго­товиться к соревнованиям. Выбранный на роль игрока ребенок должен был в течение месяца выполнять определенные правила, в противном случае он лишался места в команде. Этот эксперимент показал, что 6-7-летние дети, посещающие детский сад, в отличие от 4-5-летних, не только охотно принимают такую задачу, но и удерживают ее в течение месяца. Они выполняют все необходимые правила и специально готовят себя, чтобы получить желанную для них роль игрока. Социальный ста­тус в группе сверстников и выполнение определенной социальной (а не игровой) роли становится главным смыслообразующим моментом их деятельности.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных но­вообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, то есть осуществлению общественно значи­мой деятельности. Принятие роли ребенком означает его притязание на определенную социальную позицию. В современных условиях это  стремление 6-7-летних детей занять социально значимую роль обыч­но и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)