Развитие науки в России

Еще в начале 90х гг. прошлого столетия высокий уровень полученных и реализованных на практике достижений по многим направлениям российской науки не вызывал сомнения ни внутри страны, ни в наиболее развитых странах за рубежом.

Было создано значительное число научных заделов, результаты от которых ожидались в будущем.

Развитие многих научных направлений — и это специфично для нашей страны — зависело и зависит от достижений в оборонной промышленности и науке и их конверсии. Многие достижения превосходят мировой уровень (достижения в области оптики и квантовой электроники, физической и технической акустики, химической физики, включая горение и взрыв, электрохимии, химии высоких энергий и др.). Это еще раз подчеркивает, что необходимо очень внимательное и бережное отношение к научно-техническому потенциалу оборонных отраслей промышленности.

Несмотря на трудности периода трансформации политической и экономической системы России, накопленный потенциал отечественной науки пока еще позволяет получать выдающиеся фундаментальные достижения, углубляющие представления человека об окружающем мире, он обеспечивает развитие высоких технологий, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты ускоренного научно-технического развития России в последние несколько десятилетий продолжают вносить весомый вклад в экономику: в 2003 г. наша страна получила от продажи систем вооружения примерно 5,5 млрд долл., что практически равно годовым внутренним расходам на НИОКР в России в 2003 г.

Наука — это важнейшая составляющая национального богатства. Высокий уровень научного потенциала является необходимым условием устойчивого развития общества. Но если страна не прилагает усилия для проведения научных исследований, разработки и освоения новых технологий, то она неизбежно оказывается в ряду наиболее отсталых государств, теряет свою независимость и самобытность.

К сожалению, в период трансформационных преобразований в нашей стране сокращение расходов на науку в 2,5 раза превысило снижение ВВП.

Доля внутренних расходов на НИОКР в ВВП России снизилась в 1995 г. до 0,74%, т.е. до уровня таких стран, как Румыния, Португалия и т.д. Наметившийся после 1997 г. рост этого показателя до примерно 1,28% в 2003 г. крайне незначителен по сравнению с 2,9% в 1990 г. В стоимостном выражении в 1995 г. реальные годовые расходы на науку в России сократились почти в 6 раз по сравнению с уровнем 1990 г. В 2003 г., несмотря на некоторое увеличение ассигнований, они были все еще более чем в 3 раза ниже, чем в 1990 г. Согласно Федеральному закону РФ «О науке и государственной научно-технической политике» ассигнования федерального бюджета на гражданскую науку должны быть не ниже 4% от расходов федерального бюджета, однако их реальная величина вдвое меньше (1,92% в 2003 г.). Имеет место значительная недооценка человеческого капитала.

Численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании» уменьшилась более чем в 2 раза по отношению к 1990 г., причем, относительно численности населения России она снизилась примерно с 2,2% в середине 80х гг. до 0,83% в 2002 г., т.е. ниже уровня 1960 г. Доля работников, выполняющих исследования и разработки, относительно численности населения снизилась за тот же период более чем в ‘ 2раза— доО,61% в 2002 г. Численность занятых исследованиями и разработками продолжает сокращаться: в 2002 г. она снизилась до 56,8% от уровня 1992 г., причем численность исследователей сократилась почти в 2 раза.

В настоящее время чрезвычайно важным фактором, определяющим отток кадров из науки, является низкий уровень заработной платы занятых в науке. Например, данные по Москве показывают, что заработная плата в среднем в науке всего лишь в 2,4 раза, а в образовании — только в 1,8 раза выше прожиточного минимума. В то же время в некоторых отраслях экономики Москвы (в первую очередь, относящихся к финансовой и рыночной сферам) заработная плата в несколько раз выше, чем в науке и образовании, — даже в торговле и общественном питании она выше в среднем на 66%.

Естественно, что молодые люди не идут в отрасли, являющиеся базовыми для экономики знаний, так как, получая там столь низкую заработную плату, они не могут содержать свои семьи и иметь больше одного или даже только одного ребенка. Подобная ситуация характерна в первую очередь для наукоемких городов и регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и др.). При этом пропорции в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда неоправданно изменились: так, установленный (с надбавками) оклад докторов наук — профессоров, заведующих лабораторией в 2 раза ниже, чем у уборщиц в продуктовых магазинах и т.д.

Как показывают многочисленные обследования, подавляющая часть студентов вузов не связывают свою будущую деятельность с наукой. Для того чтобы выпускники вузов избрали научную карьеру, необходимо, по мнению студентов, прежде всего повысить уровень оплаты труда ученых; вторым по важности условием является повышение престижа науки в обществе.

Как показывают расчеты, первое десятилетие XXI в. является наиболее критическим для сохранения российской науки, причем не только в количественном, но и в качественном отношении, так как в этот период будет происходить неизбежный отток из науки высококвалифицированных специалистов старших возрастных когорт (свыше 65—70 лет) при невысоком притоке молодых кадров. Если сохранится сложившийся в настоящее время подход к финансированию науки, то уже в ближайшие годы представителям старшего поколения ученых будет практически некому передать свой опыт. Уход специалистов старших возрастных когорт, приступивших к “работе в 50е и начале 60х и даже в начале 70х гг., может оказаться роковым для отечественной науки и техники, так как именно с ними связаны достижения фундаментальной науки и успехи в разработке и развитии высоких технологий (ракетно-космическая техника, авиация, радиотехника и др.).

Анализ состояния и прогноз перспектив развития отечественной науки и высоких технологий показывают, что в конце нынешнего десятилетия (2008—2010 гг.) без принятия срочных мер в этой сфере из-за естественного ухода старшего поколения и очень слабого притока молодежи возможно лавинообразное, безвозвратное сокращение научно-технического потенциала, которое приведет к потере завоеванных учеными, инженерами и рабочими страны позиций. Прогнозы показывают, что к концу первого десятилетия XXI в., если существующие тенденции не будут в корне изменены, значительное недофинансирование науки начнет приводить к усилению экономического спада. Это грозит таким отставанием от мирового уровня, при котором не может быть обеспечена безопасность страны.

В России традиционно, в течение почти трех столетий, сложилась уникальная организация науки, характеризующаяся высокоразвитым академическим сектором, в котором около 70% исследований являются фундаментальными (академический сектор составляют институты Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской сельскохозяйственной академии, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, а не учреждения высшего образования, как это характерно для многих стран за рубежом) Значительное снижение спроса на результаты прикладных научных исследований и разработок привело к сокращению научного потенциала России и одновременно стало причиной существенного повышения удельного веса и соответственно роли академического сектора науки.

В целом за последнее десятилетие прошлого века в численности занятых исследованиями и разработками доля академического сектора повысилась в ‘ 1,7 раза, а в численности исследователей и техников — в 2 раза Учитывай, что здесь сосредоточено свыше половины всех докторов наук и более 40% кандидатов наук, очевиден вывод о том, что в настоящее время академический сектор является основным сектором отечественной науки, в котором сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. Следует учитывать также, что доля исследователей академического сектора, проживающих в регионах Сибири и Дальнего Востока, по отношению к общей численности исследователей этого сектора примерно в 1,8 раза выше соответствующего показателя для сферы НИОКР в целом. Это свидетельствует, очевидно, и о высокой роли академической науки в развитии культуры страны.

Исторически сложившееся параллельное развитие академии наук  и вузов заставляет уделять серьезное внимание интеграции академической науки и образования В настоящее время программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» дала целый ряд положительных результатов, в частности, достаточно эффективным оказалось создание учебно-научных центров. Сложности ее реализации, однако, вызваны тем, что предполагается интеграция двух субъектов, каждый из которых является монопольным обладателем разнородных ресурсов академический сектор 1 обладает мощным, ориентированным на исследования и разработки Р интеллектуальным потенциалом и материальной базой, в то время как в ведении вузов находится контингент студентов и значительный в количественном и качественном отношении профессорско-преподавательский состав Очевидно, в целом реформирование науки необходимо , но оно должно быть хорошо подготовлено, чтобы не ухудшить и без того крайне тяжелую ситуацию

Как уже отмечалось, наукоемкие отрасли и высокие технологии играют ведущую роль в развитии социальной сферы и экономики. Они определяют спрос на основную часть достижений науки и одновременно обеспечивают базу предложения материально-вещественных и информационных инноваций практически для всех отраслей экономики. В этих отраслях осуществляется особо интенсивная инновационная деятельность, способствующая расширению и созданию новых рынков сбыта и более эффективному использованию ресурсов. Большая доля добавленной стоимости в объеме произведенной продукции способствует более высокой занятости и оплате труда. Результаты НИОКР, осуществляемых в высокотехнологичных отраслях, способствуют ускоренному развитию других секторов экономики.

Размеры наукоемкого сектора и масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциалы страны.

В международной практике используется несколько классификаций для определения наукоемкого сектора и высоких технологий.

Так, к числу высокотехнологичных относят производства ЭВМ, средств связи, научных приборов, медицинских препаратов, авиационно-космической техники, пластмасс и продуктов неорганической химии, включая химикаты для сельского хозяйства и др., а также производство многих видов вооружений.

В начале 90х гг. среди наукоемких или высокотехнологичных отраслей стали дополнительно выделять так называемые ведущие наукоемкие технологии и технологии «высокого уровня».

Группу ведущих технологий составляют производства следующих наукоемких продуктов:

  • прогрессивные продукты органической химии и пластики, фармацевтическая продукция;
  • химикаты для сельского хозяйства; радиоактивные материалы;
  • турбины и оборудование реакторов;
  • генераторы для ядерных, гидроветровых электростанций;
  • оборудование для автоматизированной обработки информации;
  • телекоммуникационное оборудование;
  • электронные приборы и оборудование для медицины;
  • полупроводниковые устройства;
  • прогрессивная продукция электромашиностроения;
  • авиационная и космическая техника;
  • прогрессивные оптические приборы и измерительное оборудование;
  • оружие и системы вооружения.

В наиболее развитых странах большая часть технологий этой группы поддерживается государством с помощью протекционистских мер (в первую очередь ядерная, авиационная, космическая промышленность и др.).

В группу технологий высокого уровня включены производства:

  • значительной части продукции химической промышленности (синтетические волокна, красители и пигменты и др.);
  • оборудования для целлюлозно-бумажной, пищевой и текстильной промышленности;
  • полиграфического оборудования;
  • кабелей и оптического волокна;
  • бытовой электроники; офисного оборудования;
  • станков и другого прогрессивного металлообрабатывающего оборудования;
  • автомобилей и подшипников;
  • железнодорожного подвижного состава;
  • медикаментов и медицинского оборудования;
  • традиционных электронных и измерительных приборов;
  • фотооборудования;
  • оптических изделий;
  • прогрессивных видов абразивов;
  • керамической продукции;
  • драгоценных цветных металлов;
  • кондиционеров и обогревателей.

Для большинства технологий высокого уровня характерна ориентация на рыночные условия, соответствующая продукция рассчитана на массового потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)