Развитие методики преподавания естествознания с 1991 года

Реформирование школы, начавшееся после распада СССР, потребовало обновления содержания начального естественно-научного образования и привело к возникновению вариативных программ для начальной школы.

В эти годы на местах стало поощряться создание учителями «авторских программ». Появилась масса программ по естествознанию, не подкрепленных ни одной теоретической концепцией. Такие «авторские программы» неоправданно сужали или расширяли круг естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения младшими школьниками. Учебники к ним не издавались. Результатом этого «творческого подхода» к обучению был полнейший разнобой в подготовке детей даже одной школы.

Видимо, не изучив путь исторического развития школы, мы всегда будем повторять свои собственные ошибки.

В методике естествознания в 90-е годы прошлого века наметились три направления развития.

В основе первого направления, которое можно назвать традиционным, лежат идеи классической методики преподавания естествознания. К нему можно отнести систему курсов «Природа и люди» Зои Александровны Клепининой и систему курсов экологической направленности «Зеленый дом» Андрея Анатольевича Плешакова.

Приоритетной целью курса «Природа и люди» является развитие личности ребенка

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования программы З.А. Клепининой сохраняются общедидактические принципы, а так же специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Это, прежде всего, – краеведческий принцип. По мнению автора, отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира.

В соответствии с краеведческим принципом ведущими методами преподавания курса природоведения З.А. Клепининой являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов. Велика роль таких форм организации учебной работы, как экскурсии, учебные прогулки, предметные уроки на учебно-опытном участке, фенологические наблюдения, фиксация результатов наблюдений.

Программа З.А. Клепининой сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено многолетним опытом преподавания естествознания, и вместе с тем учитывает идеи развивающей гуманистической школы и педагогики.

Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова (впоследствии вошедший в образовательный комплект «Школа России») построена на принципах классической методики естествознания. Приоритетной задачей системы курсов «Зеленый дом» является формирование у учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению автора, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру, основанное на признании ценности всего сущего.

Автору удалось добиться единства содержания материала с логикой его изложения и формой подачи.

Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:

  1. Идеи многообразия мира.
  2. Идеи целостности мира.
  3. Идеи уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира проявляется как в природной, так и в социальной среде. На основе интеграции естественно-научных и обществоведческих сведений раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием. Оно рассматривается как самостоятельная ценность и как необходимое условие существования человека.

Автор уверен, что экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности. Эта идея последовательно реализуется в системе курсов «Зеленый дом» через раскрытие разнообразных экологических связей. Включение в программу элементарных экономических понятий позволяет А.А. Плешакову показать учащимся основу единства человеческого общества.

Многолетняя проверка этой программы подтвердила ее актуальность и помогла занять достойное место в начальной школе.

В основе второго направления в развитии методики естествознания лежит принцип интеграции знаний в системе «Человек – природа – общество». К нему можно отнести курсы, разработанные под руководством Н.Ф. Виноградовой, О.Т. Поглазовой и А.А. Вахрушева.

Курс «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой входит в комплект «Начальная школа XXI века». В основе построения курса лежит принцип «позитивного педоцентризма», то есть отбор знаний, наиболее важных для детей этого возраста.

Особенностью программы является включение сведений, способствующих познанию ребенком самого себя, расширяющих представление о психической природе человека. Авторы считают, что педоцентрический принцип предоставляет возможность каждому школьнику удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Интересно
Программы курса «Окружающий мир» построены и с учетом принципа экологизации предмета. Этот принцип реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду.

Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка. Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип обучения, который обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение.

При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих вне класса (в парке, на пришкольном участке, в учреждении культуры, музее и пр.). Уроки в классе обобщают и систематизируют знания детей, полученные чувственным путем. Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).

Интегрированный курс «Окружающий мир», разработанный Поглазовой О.Т. и Шилиным В.Д., входит в систему учебных курсов «Гармония». Программа курса направлена на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие, гуманистические ценности.

Нацеленный на разностороннее развитие личности ребенка, он реализует задачи последовательного формирования у учащихся целостной естественнонаучной картины мира и воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле. Данный курс направлен на обновление содержания и методов преподавания естествознания в направлении интеграции, гуманизации и экологизации знаний.

Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ребенка по трем стержневым линиям:

  • окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому необходимо познавать его;
  • богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит, его надо уважать и изучать;
  • природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию.

С методами познания окружающего мира дети знакомятся на практических работах, в т.ч. по ориентированию на местности, уходу за растениями и животными, моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится фенологическим наблюдениям и непосредственным исследованиям учащимися объектов и явлений природы во время экскурсий.

Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, постепенно дополняя и углубляя их. По мнению авторов, знания и умения должны являться не самоцелью а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей.

В рамках непрерывных программ Образовательной системы «Школа 2100» был разработан интегрированный курс «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.). Этот курс можно считать переходным от «репродуктивного» к «развивающему».

Авторы предлагают не ограничиваться узким кругом начальных естественнонаучных знаний, а давать ответы на любые вопросы ребенка об окружающем мире. Они отбирают для рассмотрения обширный круг вопросов, который, безусловно, невозможно усвоить в начальной школе. Но авторы и не ставят такой задачи, «ведь один из основополагающих принципов, на котором построены учебники в Образовательной системе «Школа 2100», – принцип минимакса.

Он позволяет отобрать небольшой объем важнейших понятий, который должны усвоить все ученики. Усвоение достигается путем многократного и непрерывного использования полученных знаний. А остальные знания могут усвоить те школьники, кого они заинтересовали».

Главная цель изучения курса – воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире

Средством реализации поставленной цели является ознакомление школьников с элементарной целостной картиной мира и развитие умения пользоваться ею. Процесс обучения, по мнению авторов, должен сводиться к выработке навыка истолкования собственного опыта. Это достигается тем, что школьники учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных теоретических и практических заданий.

Интересно
Главным способом осмысления мира является решение проблемных творческих задач. Изложение сравнительно полной картины мира должно придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать вопросы, помогающие осмыслить их опыт. К сожалению, в основу программы не положен краеведческий принцип обучения.

Несомненно, круг общения современных школьников расширился, благодаря телевидению, компьютеру и возможности свободно передвигаться по планете. Но не надо забывать слова В.Г. Белинского, которого удручало, что в школьном обучении мы все глядим «куда-то вдаль и не видим, что у нас под носом делается».

Он советовал: « Давайте детям больше и больше созерцать общего, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления… Общее является только в частном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

В конце прошлого века возник интерес к идеям развивающего обучения, которые начали разрабатываться в 50–60-е годы двумя независимыми группами педагогов под руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Этот интерес определил особенности содержания вариативных естественнонаучных программ третьего направления развития методики естествознания.

Изучение окружающего мира в системе Л.В. Занкова проводится по программе, разработанной Н.Я. Дмитриевой и А.В. Казаковым. Она основана на принципах развивающего обучения, предусматривающих обучение детей на высоком уровне трудности, ведущую роль теоретических знаний, прохождение материала быстрыми темпами, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся (и сильных, и слабых).

В соответствии с принципом дифференциации, предложенным Л.В. Занковым в книге «Обучение и развитие», «…т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновения различий в процессе движения содержания», отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей».

В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова действует программа «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой. Главная цель программы – формирование основ научного мышления младших школьников в области природы и социума.

Учебным предметом данного курса является не картина мира, а способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. Курс окружающего мира построен на принципах теории учебной деятельности и предусматривает необходимость постановки перед детьми и последовательного решения ими учебных задач. Формирование конкретных научных понятий является вторичным.

В процессе изучения окружающего мира развиваются как общеучебные, так и специальные умения, присущие естественным наукам: наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами, ориентироваться на местности и т.д.

Основной задачей курса естествознания является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений

Учащиеся должны научиться спланировать ход эксперимента, представить и зафиксировать результаты исследования, построить объяснительную гипотезу как модель и пр.

Мы провели анализ наиболее востребованных программ конца XX – начала XXI века.

Учитель, выбирая программу для своей работы, должен учитывать следующие требования:

  • программа должна реализовывать содержание образовательного стандарта;
  • быть обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого года обучения;
  • не противоречить теоретической концепции, лежащей в основе построения дидактической системы, в рамках которой работает начальная школа.

Формирование теоретического мышления у младших школьников – процесс, безусловно, важный и сложный. Многие поставленные авторами задачи будут решены только в том случае, если учитель сам хорошо владеет исследовательскими навыками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)