Развитие методики преподавания естествознания с 1931 по 1959 год

В 1931 году было принято постановление ЦК ВКП(б), по которому Наркомпросу предлагалось создать стабильные программы, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний».

Постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года в учебный процесс были вновь введены школьные предметы. Основной формой организации учебной работы был признан урок.

По новому учебному плану на естествознание в начальной школе отводилось два часа в первом и втором классе. В третьем и четвертом классах на изучение естествознания и географии планировалось по четыре часа.

В первом классе изучались сезонные изменения в природе на основе непосредственных наблюдений детей. Во втором классе детей знакомили с сезонными изменениями в природных сообществах (лес, река, пруд, сад, огород). Наряду с наблюдениями предлагалось весной провести простейшие опыты. В третьем классе изучалась неживая природа. Учащиеся выясняли свойства полезных ископаемых, почвы, воды, воздуха на практических работах. Весной изучались растения. Курс четвертого класса был посвящен изучению животных и человека.

Главными задачами изучения естествознания были следующие:

  1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представления и борясь с извращениями их религиозного и обывательского характера, расширить кругозор учащихся знаниями новых фактов из живой и неорганической природы.
  2. Раскрыть учащимся простейшие закономерности развития в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе конкретного материала.
  3. Показать яркую картину овладения стихийными силами в природе в процессе социалистического строительства.
  4. Разбудить у детей интерес к изучению природы и вооружить их элементарными навыками исследования природных явлений».

В постановлении ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 года «Об учебниках для начальной и средней школы» была категорически осуждена тенденция отказа от стабильного учебника.

С 1933 года стали издаваться новые учебники. Было установлено, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утвержденный Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом.

Такое решение, несомненно, содействовало повышению качества знаний, созданию единого образовательного пространства в стране.

Новые единые учебники для начальной школы, появившиеся после 1933 года, строились на достаточно научном теоретическом материале. С 1934 по 1941 год издавались учебники естествознания В.А. Тетюрева, состоящие из двух частей. Первая часть содержала сведения о неживой природе, в ней давались общие представления о жизни растений и охране здоровья человека. Во второй части подробно изучалась жизнь растений, жизнь животных и строение человеческого тела.

Новые программы и учебники потребовали разработки усовершенствованных методических рекомендаций. Методика естествознания усилила внимание к вопросам развития познавательной деятельности младших школьников. Ставилось требование всемерно приучать детей к работе с учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к демонстрации опытов.

Указывалось на необходимость широкого применения практических заданий по сбору гербариев, учебных работ на пришкольном участке.

Большой вклад в развитие методики естествознания внес А.А. Половинкин, профессор МГПУ им. В.И .Ленина. Он разрабатывал методику преподавания начального курса географии. В своих трудах Половинкин много внимания уделял активным формам и методам обучения младших школьников: экскурсиям по изучению окружающей местности, работе с планом и картой, применению педагогического рисунка на уроках.

Разработкой занятий по курсу географии с краеведческим содержанием в начальной школе занимался известный методист К.А. Сонгайло.

С 1935 года в третьих и четвертых классах действовали составленные им программы по географии. Большую работу К.А. Сонгайло проделал по созданию различных типов наглядных пособий: таблиц, диапозитивов, диафильмов и методических указаний по их применению.

Основное внимание в его работах уделено методике проведения практических работ на местности и экскурсий.

В 1943 году, в связи с переходом школы на обучение детей с 7-летнего возраста, возникли трудности в усвоении учащимися третьего класса курсов естествознания, географии и истории. С разрешения Наркомпроса РСФСР изучение этих предметов было перенесено в четвертый класс. Первоначальные естественнонаучные знания учащиеся первых третьих классов получали на уроках родного языка и объяснительного чтения, посредством бесед, наблюдений, экскурсий.

В программах по естествознанию и географии увеличилось время на проведение практических занятий на местности за счет сокращения отдельных разделов и тем.

В конце сороковых годов велась борьба с формализмом в преподавании, и повсюду в школах особое место стало занимать краеведение как средство, наиболее эффективное для преодоления формализма в обучении. Начиная с 1948 года в объяснительных записках к программам появляются рекомендации по увязке преподавания с краеведением.

В развитие методики преподавания естествознания в эти годы большой вклад внес известный педагог-натуралист С.А. Павлович.

Он пропагандировал организацию уголков живой природы в школе. Основное внимание в своих работах ученый уделял технологии изготовления коллекций и приборов для лабораторных занятий самими учениками.

Интересно
Наиболее известны его книги «Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий» (1927), «Практика преподавания естествознания в начальной школе» (1939), «Приборы и модели по неживой природе», «Как преподавать начальные сведения о неживой природе» (1948), «О системе наглядности в школьном естествознании» (1950), «Книга по природоведению. Основы и методика преподавания» (1969).

Разработкой наглядных пособий занималась методист по естествознанию Е.А. Валерьянова. Она выпустила «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для первых-четвертых классов. Много внимания Е.А. Валерьянова уделяла методической работе с учителями.

Завитаев П.А. в своих работах – «Изучение природы в начальной школе» (1948), «Учебно-опытный участок 1–4 классов» (1954), «Труд учащихся 1–4 классов на учебно-опытном участке» (1957) – наметил пути политехнического обучения младших школьников.

К 50-м годам в результате изучения школьного опыта, произведенного АПН РСФСР, в основном был определен круг вопросов, составляющих содержание школьного предмета, т.е. «что изучать во всех классах». На повестку дня вышла проблема «как изучать». На страницах журнала «Советская педагогика» велась дискуссия по проблемам отбора содержания материала для школьных программ и учебников. В ней принимали участие М.Н. Скаткин, А.М. Арсентьев, Э.И. Моногсзон и др.

Результатом дискуссии была выработка критериев отбора материала науки для целей школьного обучения и общих требований к составлению программ и учебников:

  • при отборе материала по тому или иному учебному предмету необходимо выделить ведущие идеи, понятия, законы, которые лежат в основе соответствующей науки, являются ключом к пониманию множества частных фактов и явлений;
  • материал науки в учебном предмете должен представлять собою строго продуманную систему, где частные факты являются материалом для обобщений;
  • необходимо учитывать возраст и общеобразовательную подготовку учащихся, а также содержание программ по смежным предметам, время, выделяемое для изучения данной дисциплины в учебном плане.

Много внимания на страницах педагогических журналов уделялось теории школьного учебника. Над этой проблемой работали коллективы институтов, методисты. Исследовались принципы отбора содержания материала в школьный учебник, освещение в нем научных понятий, логическая структура, система заданий для самостоятельных работ учащихся и т.д.

В эти годы начали практиковаться конкурсы на создание школьных учебников, издавались пробные учебники. При создании учебников особое внимание уделялось повышению научно-теоретического уровня и практической направленности.

В 1958 году был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы образования в СССР»

В нем отмечалось, что главной задачей школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук.

В свете задач политехнического обучения учащиеся должны получить систематические естественнонаучные знания и выяснить, как они применяются в народном хозяйстве. В целях расширения политехнического кругозора детей в процессе преподавания рекомендовалось показать, как рационально используются природные богатства.

Ученики должны познакомиться с основами сельского хозяйства и приобрести некоторые практические умения по выращиванию культурных растений и уходу за животными.

Интересно
В 1958 году было введено обязательное восьмилетнее образование. В 1959 году издается приказ Министерства просвещения РСФСР «О переходе школ на новые учебные планы и программы» в связи с перестройкой системы народного образования.

В этих программах большое внимание уделялось связи обучения с жизнью и производительным трудом. В этом же году в начальных школах был введен новый учебный предмет «природоведение», объединивший сведения из курсов естествознания и географии.

Необходимость интеграции этих курсов была оправдана, т.к. многие темы программ повторяли друг друга.

Вместе с тем на уроках географии природа изучалась описательно, а на уроках естествознания не формировались пространственные представления. При таком построении программ терялись межпредметные связи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)