Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный – с подбором вопросов и заданий для конкретного ученика.

При устном опросе проверяется не только способность детей запомнить и воспроизвести изученное, но и осознанность усвоения информации, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.

В начальной школе часто недооценивается монологическая форма устного ответа. Между тем такая проверка знаний развивает речь детей, учит их аргументировать свои ответы.

Для индивидуальных устных ответов целесообразно составлять карточки, содержащие вопросы, план ответа или слова опоры.

Например, для устного описания местной реки можно предложить следующие вопросы плана:

  1. Где находится исток реки?
  2. Какое у нее течение: быстрое или медленное?
  3. Крутые или пологие берега имеет река в вашей местности?
  4. Есть ли у реки притоки? Какие?
  5. Где находится устье реки?
  6. Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?
  7. Какое значение имеет река в жизни растений? Животных?
  8. Как человек использует воду из вашей реки?

Класс должен быть готов дополнить и исправить рассказ отвечающего, задать вопросы к рассказу.

Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная письменная работа проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5–7 минут урока.

Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой.

Вместо нее учитель вместе с учеником проводит аргументированный анализ работы. Если умение находится в стадии закрепления, автоматизации, то работа может оцениваться отметкой.

Письменные работы обычно выполняются в рабочих тетрадях на печатной основе или в тетрадях для проверочных работ.

Самостоятельная работа бывает фронтальной, групповой или индивидуальной

Последние целесообразно использовать для проверки знаний отстающих или робких учеников, стесняющихся отвечать у доски. В этом случае хорошо выполненная работа может стать основанием для открытой поддержки ребенка, повышения его уверенности в себе.

Самостоятельные работы по индивидуальным заданиям можно проводить и на этапе проверки домашнего задания, когда учитель работает с классом фронтально.

Контрольная работа применяется при тематическом и итоговом контроле. Она оценивается отметкой. Работа может выполняться по одноуровневым или разноуровневым (различным по степени сложности) вариантам. Последние целесообразно подбирать для развития самоконтроля и самооценки учащихся.

Учитель должен объяснить, что каждый ученик может выбрать работу любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они помогают быстро, достаточно точно и объективно получить общую картину уровня подготовки класса по предмету.

В тестах могут быть использованы следующие виды заданий:

  1. Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
  2. Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного слова.
  3. Задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых учащемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных.
  4. Задание с кратким ответом на соответствие элементов.
  5. Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

Задания могут носить практический характер. Например: опишите в тетради гербарный экземпляр хлебного злака по плану:

  1. Определите, какой стебель у растения: прямостоячий или вьющийся.
  2. Какой формы листья: линейной или округлой?
  3. Обратите внимание на корень растения. Если корень состоит из множества корешков, собранных в пучок, то он называется мочковатый. Хорошо развитый один главный корень, от которого отходят тонкие боковые, называется стержневым. Какой корень имеет ваше растение?
  4. Семена у растений созревают в соцветии. Соцветие хлебного злака может образовать колос или метелку. Какое соцветие у вашего гербарного экземпляра?
  5. Какую крупу получают из рассмотренного вами хлебного злака: манку, пшено, хлопья «Геркулес», гречку, перловку?

Формой контроля развития естественнонаучных умений является работа с лабораторным оборудованием, приборами, моделями.

Интересно
На уроках естествознания могут проводиться и графические работы. Это географические диктанты по теме «План и карта», заполнение таблицы «Свойства полезных ископаемых», схемы «Состав почвы», графический рисунок «Круговорот воды» и др. Графические работы проверяют осмысленность сформированных у учащихся образов, умение передать их рисунком, моделью, схемой.

К большинству современных курсов «Окружающий мир» изданы тетради с контрольными заданиями по основным темам, которыми учитель может пользоваться для оценки учебных достижений обучаемых.

Главная роль оценки – это определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью является развитие личности ребенка, выделяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

  • уровень усвоения предметных результатов (системы научных знаний и умений их применять и преобразовывать);
  • степень сформированности метапредметных умений (регулятивных, коммуникативных, познавательных);
  • степень развития личностных качеств ученика (самооценки, мотивации, морально-этической ориентации).

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.

В современной начальной школе применяется четырех-балльная система цифровых отметок. Начиная со 2 класса, текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» (в соответствии с оценочной шкалой). В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные и письменные ответы, пересказы.

Критерием отметки могут служить уровни обученности (по П.И. Третьякову):

  1. Первый уровень – различение. Он соответствует эмпирическому уровню развития понятий и оценивается тремя баллами. Учащиеся, усвоившие материал на этом уровне, могут справиться только с теми заданиями, в которых требуется узнать предметы и явления по их существенным признакам.
  2. Второй уровень – воспроизведение. На данном, репродуктивном, уровне обученности учащиеся справляются с заданиями, в которых требуется дать определение, привести примеры. Этот уровень оценивается четырьмя баллами.
  3. Третий уровень – понимание. Он требует от учащихся умения устанавливать причинно следственные связи и оценивается четверкой или пятеркой в зависимости от сложности заданий и индивидуальных особенностей ребенка.

Для проверки используются задания, содержащие вопросы «Почему?», «Зачем?», «По какой причине?». Например:

  1. Почему торф и уголь называют «кладом солнца»?
  2. Почему глиняную чашку можно назвать «внучкой» гранита?
  3. Как продукт разрушения гранита помог людям узнать тайны Вселенной?

Выделяют еще два уровня, которые устанавливают степень развития общеучебных и специфических умений, присущих естественным наукам. Они оцениваются отличной отметкой.

Четвертый уровень – уровень сформированных умений и навыков. На этом уровне учащиеся способны выполнить задание по образцу. Задания этого уровня выясняют развитие умений применять знания на практике. Например: Определите название и свойства выданного вам образца полезного ископаемого. Результаты занесите в таблицу в рабочей тетради.

Пятый уровень – переноса – предполагает развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. На этом уровне используются творческие задания: «построй схему», «составь кроссворд», «придумай прибор» и т.п.

Уровни обученности могут служить критериями для составления разноуровневых заданий к контрольным работам.

При проверке их выполнения учитель может поставить дополнительную отметку за общее впечатление от письменной работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, оформленность, чистота и др.). Эта отметка в журнал не заносится.

При выставлении отметки учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников: неумение адекватно оценивать результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль.

В 1 классе следует отказаться от выставления отметок. Отметки следует ставить тогда, когда ребенок уже будет понимать зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение, – считал В.А. Сухомлинский

Нужно помнить, что оценка является мощным стимулом формирования положительного или отрицательного отношения ребенка к учению. «Много существует теорий о поощрении и наказании, – писал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», – а между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка. Чтобы иметь право им пользоваться, надо, прежде всего, любить ребенка».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)