Проектная деятельность младших школьников

«Метод проектов» возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, а затем был перенесен в общеобразовательную школу. В его основе лежит концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания».

Основоположником этого метода считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слова «проект».

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

В советской школе этот метод впервые заимствовали в 20-е годы прошлого века. Выполнения проектов требовали комплексные программы. При этом тему намечали и прорабатывали сами ученики. Практическим результатом таких проектов могла стать заготовка кормов или сбор и хранение урожая.

«Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества», – писала Е.Г. Сатарова в книге «Метод проектов в трудовой школе».

Авторы комплексных программ поясняли, что хотя учащиеся и будут приобретать знания из окружающей жизни, но нельзя недооценивать и роль книги.

В 1931 году свою концепцию учебника, приспособленного к работе по методу проектов, опубликовал А.У. Зеленко

Он был талантливым практиком, организовавшим вместе с С.Т. Шацким несколько детских обществ, но его мало занимала теория, а тем более методология учебника. Главное было – обучить детей технологии групповой работы.

По мнению А.У. Зеленко, ребятам должна быть ясно видна проблема, цель, смысл, задача, которую можно решить, обращаясь к другим источникам. Для решения проблемы надо было найти книгу, пойти к рабочему, его расспросить, пойти в лавку, посмотреть, что ввозится и что вывозится и т.п.

А.У. Зеленко предлагал экспериментальную проверку своих идей. Жизнь учебника он ставил в зависимость от развития народного хозяйства определенного района. Чтобы приблизить достижения науки и техники к ученику, живущему в конкретных условиях, педагог предлагал выпускать учебники, в которых 2/3 объема занимали бы справочные материалы, «наводящие мысли», «общие генеральные проблемы политехнического свойства», чтобы каждая школа, каждый ребенок проработали эти проблемы с учетом местных условий. Чистые страницы с вопросами должны занимать 1/3 объема учебника.

Заполнение их актуальными вопросами, близкими опыту школьника, должно проводиться учениками и учителями во время занятий.

Интересно
Мысли А.У. Зеленко не получили какого-либо дальнейшего развития, ибо в 1931 году был свернут весь экспериментальный поиск 20-х годов. Но его идеи практической направленности обучения, обращения к мотивационно-эмоциональной сфере ребенка, внимание к групповым формам организации учебной работы и конструирование материалов учебника в этом ключе близки сегодняшнему дню.

В нашей стране метод проектов не «прижился», в отличие от США, Австралии, и многих стран Европы, где он оброс технологической поддержкой и стал техническим приемом обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты решили возродить «метод проектов» и встать на путь западной системы образования. Проектная деятельность сей- час включена в междисциплинарные программы как начальной, так и основной школы.

При этом в начальной школе предполагается реализация проектов только заинтересованными детьми, а в основной школе проектная деятельность будет являться обязательной.

Во ФГОС под проектной деятельностью понимается совместная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные методы деятельности.

Ее непременным условием является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения.

Цель проектной деятельности в начальной школе – вооружение ученика инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в житейских ситуациях.

В основной школе проектная деятельность призвана способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся

В начальной школе проектная деятельность может быть индивидуальной или коллективной и осуществляться как на уроках по различным предметам, так и в процессе внеурочной работы. Ведущая роль в организации проектной деятельности принадлежит руководителю. Это может быть учитель, тьютор, родители или руководитель школьного кружка.

В зависимости от цели и вида деятельности выделяют следующие виды проектов:

  1. Информационные. Цель выполнения проектов – сбор информации об объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты; проведение игр-конференций, выступление перед сверстниками, школой, родителями.
  2. Практические, ориентиром которых являются социальные интересы детей, результатом – социально значимое дело: проект экологической тропы, выпуск справочника- определителя местных растений для малышей.
  3. Творческие, у которых нет четкой структуры. Они реализуются в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматический спектакль, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например «День леса».
  4. Исследовательские включают методы экспериментального научного исследования: аргументацию актуальности темы; определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач исследования; выдвижение предположения (гипотезы), проверяемого опытным путем; обсуждение результатов, формулировка выводов.

Ниже приведены рекомендации к составлению научного аппарата исследования.

«Формулировка проблемы. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес.

Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было (нами) изучено?».

Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике (противоречия): что мы уже знаем, а что не знаем?

Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Актуальность исследования.

Под актуальностью исследования понимается значимость поставленных в ней вопросов: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Формулировка цели. В начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего или готовый продукт.

Объект исследования – это некий процесс или явление, на который обращено внимание исследователя. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос: «Что исследуется? Какой процесс или явление?»

Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. Предмет определяет тему исследования. Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Гипотеза исследования – утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства

Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Гипотеза предполагает, как разрешить противоречия и ответить на вопросы, ответы на которые мы не знаем.

Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования: изучение и анализ литературы, проведение наблюдения, эксперимента, создание готового продукта».

Выделяют следующие этапы создания проекта.

1 этап. Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

  • анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
  • конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
  • выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу.

2 этап. Реализация проекта:

  • планирование этапов выполнения проекта;
  • обсуждение возможных средств решения задач;
  • подбор методов исследования;
  • проведение исследования;
  • собственно реализация проекта.

3 этап. Подготовка готового продукта:

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Примерные направления проектной деятельности определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)