Развитие методики преподавания природоведения с 1959 по 1991 год

При составлении первых программ по природоведению ставились задачи: усилить связь обучения с жизнью, больше внимания уделять вопросам современности и краеведения, устранить перегрузку учащихся.

Природоведение изучалось только в четвертом классе по три часа в неделю. В основу курса был положен краеведческий материал. Большое внимание уделялось практическим работам и экскурсиям. Рассматривались темы: «Введение. План и карта» (12ч.). «Вода на земле» (16ч.). «Картины природы и труда в нашей стране» (38ч.). «Воздух. Тело человека и уход за ним» (15ч.). «Полезные ископаемые» (14ч.).

Автором программ и учебников по природоведению для четвертого класса более 20 лет был Михаил Николаевич Скаткин (1900–1992).

Им разработаны принципы политехнизации обучения, приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. М.Н. Скаткин создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним. Много внимания он уделял методике внеклассной работы по природоведению.

Курс природоведения, введенный в 1959 году, был перегружен географическим материалом, поэтому не мог служить базисом изучения биологических наук в средних и старших классах.

В 1963 году в журнале «Биология в школе» профессор Ленинградского педагогического института П.И. Боровицкий ставит вопрос о расширении курса природоведения в начальной школе.

«Мы считаем, – пишет он в статье “Совершенствовать сложившуюся систему биологического образования”, – что … предпосылкой совершенствования преподавания биологии в средних и старших классах должно быть обособление вопросов естествознания в первых-третьих классах школы, выделение их из уроков объяснительного чтения. В этих классах нужно знакомить детей с природой на предметных уроках, на экскурсиях; привлекать учащихся к проведению отчета и наблюдений. В этой разнообразной работе помощь ученикам начальных классов должны оказывать учителя биологии».

Профессор Боровицкий предлагал в первых трех классах дать учащимся элементарные сведения о растениях и животных и о некоторых явлениях живой природы. В четвертом классе познакомить с природоведческим курсом неживой природы. В пятом классе расширить курс природоведения, отделив его от географии.

Изучение биологии предлагалось начать с шестого класса. Ученый предупреждал, что содержание курсов природоведения и биологии нельзя подчинять только утилитарным целям, например, включать в него как можно больше материала, имеющего отношение к практике. Но надо помнить и о том, что школьный курс природоведения и биологии должен включать прежде всего основу науки, а не прикладное ее значение.

Перед учеными-методистами ставилась задача создания новых программ и учебников естествоведческого цикла.

К 1965 году был готов проект программ по природоведению. Им предусматривалось самостоятельное изучение предмета с первого класса.

Качественно менялась методическая система обучения. В основу были положены наблюдения учащихся за предметами и явлениями природы, отрицательной стороной проекта, повлекшей дальнейшую его перестройку, была перегрузка географическим материалом, преждевременное ведение ряда самостоятельных понятий. Переработка проекта шла одновременно с его введением и проверкой в 1965–1969 гг. Итогом работы было утверждение проекта программы, в котором изучение природоведения как самостоятельного предмета вводилось со второго класса.

Программа для второго класса была составлена по сезонному принципу. На изучение природоведения выделялось 35 часов. В основу программы был положен краеведческий принцип обучения. Изучение природоведения во втором классе проводилось на основе наблюдений фенологических явлений, которые происходят в местной природе. В программе была выделена тематика экскурсий, предметных и обобщающих уроков.

Интересно
Вместе с тем мало внимания уделялось методике установления причинно-следственных связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

В третьем классе на изучение природоведения отводилось 70 часов. Изучались разделы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей родины», «Организм человека и охрана его здоровья», «Использование и охрана природы человеком».

В новой программе произошло усложнение за счет введения общеприродоведческих понятий. Они формировались одновременно с конкретными, которые служили основой для общих. Это была первая особенность новой редакции программы. Вторая особенность состояла в том, что сформированные общие понятия использовались сначала при изучении природы своего края, а потом – всей страны. Третьей особенностью было широкое использование географической карты. Большинство природоведческих представлений и понятий должно было формироваться непосредственно в природе.

Автором программы для третьего класса был методист из Свердловска (ныне Екатеринбург) Леонид Федорович Мельчаков. Совместно с М.Н.Скаткиным им был создан учебник «Природоведение» для третьих-четвертых классов, который успешно действовал в начальной школе почти четверть века. Ученый-методист изучал проблемы воспитания и развития младших школьников в процессе изучения природоведения.

Наиболее существенным изменением в структуре и построении курса средней школы в 70-е годы был переход с четырехлетнего на трехлетний срок обучения

В связи с сокращением срока начального обучения были разработаны новые программы, в которых усилилось внимание к вопросам охраны природы.

Программа природоведения для второго класса была построена на основе принципов сезонности и краеведения. Ее достоинством являлась систематичность и последовательность в отборе содержания. Все разделы были построены по единому плану: сезонные изменения в неживой природе, в жизни растений, животных, в труде людей.

Такая структура программы позволяла устанавливать причинно-следственные связи между сезонными явлениями. В то же время в программе отсутствовали систематические представления о неживой и живой природе, что затрудняло экологическое образование младших школьников.

Автор этой программы – Зоя Александровна Клепинина. Она занималась разработкой принципов отбора содержания начального курса природоведения, методикой развития практических умений младших школьников, в том числе умения проводить наблюдения за природными объектами и явлениями.

Совместно с Л.П. Чистовой ею разработаны и много лет издавались «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для первых-четвертых классов. Клепинина З.А. – автор учебного пособия «Методика преподавания естествознания в начальной школе».

С 1981–82 учебного года в школах СССР проводился эксперимент по организации обучения шестилетних детей. В 1984 году в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной школы» начался поэтапный переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Школа становилась одиннадцатилетней. В связи с этим ставилась задача по созданию новых программ и учебников естествоведческого цикла.

В первых и вторых классах был введен новый предмет «Ознакомление с окружающим миром». Этот интегрированный курс ставил целью формирование у детей целостного представления о природной и социальной среде, навыков поведения в коллективе. Специфика предмета заключалась в том, что занятия проводились не только в классе, но и в лесу, на пришкольном участке, библиотеке, на почте и т.д.

В основу программы был положен краеведческий принцип. После знакомства с ближайшим природным и социальным окружением (в темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)») дети изучали тему «Родной край». Изучение курса заканчивалось темой «Наша страна».

При планировании уроков рекомендовалось учитывать местные условия, возможности и сезонные изменения в природе.

В третьем классе изучался курс природоведения З.А. Клепининой. Накопление представлений о сезонных изменениях в природе проводилось в ходе фенологических наблюдений.

Основным требованием при работе по данной программе было заполнение «Дневников наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека». Подведение итогов наблюдений помогало установлению причинно-следственных связей в природе, развитию у учащихся умений проводить обобщения, делать выводы.

Слабым звеном программы третьего класса являлась ее недостаточная содержательная связь с программой четвертого класса

Объем содержания курса природоведения четвертого класса сократился за счет изъятия темы «Наша Родина на глобусе и карте».

Самой обширной в программе четвертого класса оставалась тема «Природа нашего края», содержание которой не изменилось.

Таким образом, переход на четырехлетние программы для начальной школы привел к изменению содержания природоведческих курсов за счет введения нового предмета «Ознакомление с окружающим миром».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)