Внеклассная работа по естествознанию

Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.

Внеклассные занятия имеют следующие цели:

  1. Расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету.
  2. Развитие исследовательских умений, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т.п.
  3. Экологическое образование; развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников.
  4. Формирование умения пропагандировать знания о природе.
  5. Развитие коммуникативных качеств личности.

Выделяют три основных формы организации внеклассной работы, каждая из которых может быть представлена различными видами занятий (см. таблицу).

Внеклассная работа по естествознанию

Каждая форма внеклассной работы имеет свои особенности.

Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Сценарии массовых внеклассных мероприятий учитель может найти в журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе», в приложении к газете «Первое сентября» и в других методических изданиях.

Подготовка к мероприятиям начинается заранее. Каждый ребенок может принять в нем посильное участие в зависимости от его склонностей и интересов: оформить сцену или класс, подобрать музыку, разучить текст сценария, подготовить наглядный материал и т.п.

Массовые природоведческие праздники и вечера обычно включают как научное так и художественное содержание. Тем не менее, важно помнить, что такое мероприятие не концерт, а естественнонаучный вечер (праздник), на котором главное место должен занимать познавательный материал по выбранной тематике.

Большое значение в развитии познавательных интересов и склонностей младших школьников имеют прогулки, экспедиции и походы в природу. Они могут занимать часть дня, целый день или даже несколько дней. Многодневные походы обычно проводятся в летнем оздоровительном лагере.

Эти мероприятия чаще всего носят краеведческий характер и имеют целью познакомить детей с особенностями местных водоемов, местами добычи полезных ископаемых, с распространенными и исчезающими видами растений и животных. Во время похода дети закрепляют умения ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой. Наблюдения и впечатления записываются в походные дневники.

Интересной формой массовой работы являются экскурсии по экологической тропе

На ней учащиеся закрепляют знание программного материала, овладевают опытом оценки результатов взаимодействия человека и природы, навыками экологически грамотного поведения в природе.

Экологическая тропа – это разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться в последние десятилетия.

Экологическая тропа является одной из форм ознакомления с территорией, расширения у посетителей знаний о природных объектах, процессах и явлениях, происходящих в природе своего края. Одновременно здесь можно наблюдать проявления антропогенного воздействия на природу.

Цель создания тропы заключается в экологическом образовании школьников, формировании у них природоохранных умений.

Особенность процесса экологического образования на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Для младших школьников маршрут должен быть рассчитан на 35–40 минут. При выборе маршрута надо соблюдать следующие условия:

  • тропа прокладывается на местности, доступной для массового посещения;
  • экологическая информативность тропы: любой объект природы, выбранный для посещения, должен служить доказательством экологического равновесия в природе;
  • вдоль маршрута учащиеся должны выполнять работу природоохранного характера (организация мест искусственного гнездования, охрана муравейников, расчистка родника и т.п.).

Эти объекты используются для исследовательской работы.

Можно заложить серию ботанических площадок с лекарственными, редкими или исчезающими растениями.

На специальных щитах помещаются знаки. Они помогают организовать движение по маршруту и служат источником информации при прохождении тропы. Знаки должны органически вписываться в окружающий ландшафт и не заслонять природные объекты. Около выбранных для ознакомления объектов устанавливаются аншлаги.

На тропе используются следующие типы текстов:

  1. Общий указатель и схема тропы.
  2. Правила поведения.
  3. Лозунги и призывы.
  4. Сведения об отдельных природных объектах.
  5. «Знаете ли вы…».

Важно, чтобы в составлении текстов принимали участие сами дети.

Экскурсоводы на экологической тропе – это хорошо подготовленные учащиеся, которые приобретают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Факультативные занятия – особая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они служат дополнением к школьным курсам.

Цель их – дать учащимся естественнонаучные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.

Несмотря на то, что факультативы проводятся на добровольной основе, их посещение записавшимися учениками обязательно. Занятия включаются в расписание, их проведение входит в учебную нагрузку учителя.

Интересно
Факультативы проводятся с группой учащихся по программам, утвержденным Министерством образования РФ, или по авторским программам, утвержденным местными органами образования.

В начальной школе в настоящее время действуют два факультативных естественнонаучных курса А.А. Плешакова. В третьем классе рекомендуется использовать программу курса «Экология для младших школьников». В четвертом классе – программу факультативного курса – «Планета загадок». К этим программам изданы методические рекомендации.

Факультативные курсы А.А. Плешакова рассчитаны на 34 занятия (один час в неделю) и изучаются параллельно с основным предметом «Окружающий мир». В программе предусмотрены академические занятия, экскурсии и весенний полевой практикум.

Факультативы позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивают более надежные основы экологической ответственности младших школьников за окружающую природу. В процессе занятий происходит развитие соответствующих умений и навыков в более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране природы.

Групповая работа в школе предполагает организацию кружков с природоведческой тематикой. Руководителем кружка может быть сам учитель или педагог дополнительного образования, являющийся специалистом в определенной области.

Для младших школьников чаще всего организуются кружки юных натуралистов, цветоводов, фенологов, краеведов, геологов, экологов и др. Тематика кружковой работы по годам обучения была предложена в трудах Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, П.И. Боровицкого, И.Д. Зверева, М.Н. Скаткина, А.Н. Захлебного и др.

Цель работы кружка – заинтересовать учащихся, углубить и расширить их природоведческие знания, выработать навыки наблюдения и экспериментирования. Результаты отдельных опытов и экспериментов могут использоваться на уроках (например, при изучении дыхания и питания растений).

Численность детей, посещающих кружок, в среднем, 10–15 человек

Состав участников должен быть добровольным, но постоянным. Занятия обычно проводятся один раз в неделю.

Кружок должен работать систематически, по заранее составленной и утвержденной программе. Коллективная работа детей в кружке всегда сочетается с индивидуальной. Кроме этого, члены кружка принимают активное участие в подготовке массовых мероприятий и в пропаганде природоохранных знаний и умений.

Интересно
Индивидуальная работа проводится с заинтересованными учащимися, добровольно берущими задания у учителя. Такая работа обычно носит эпизодический характер и по существу является разновидностью выполнения домашних и внеурочных заданий.

Многие дети, имеющие хорошие книги природоведческой тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить реферат или литературный обзор к конкретному уроку.

Книги развивают познавательный интерес младших школьников, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать книги о природе И. Акимушкина, В. Бианки, В. Герасимова, Ю. Дмитриева, И. Зверева, Н. Плавильщикова, Н. Сладкова, М. Пришвина и др.

Следует научить детей при подготовке сообщения выбирать из книги только важную, существенную информацию, побуждать их анализировать текст, выражать собственное мнение.

Удачными приемами, побуждающими учеников знакомиться с дополнительной литературой, является показ учителем иллюстраций и чтение выдержек из книги на уроке.

Огромное значение в естественнонаучном образовании имеет умение работать со справочной литературой. Это умение может формироваться при индивидуальной работе в уголке живой природы или на учебно-опытном участке. Ученик должен пользоваться справочниками и определителями для более подробного ознакомления с растениями и животными, за которыми он ухаживает.

В зависимости от интересов и склонностей учеников класса можно устраивать выставки лучших фотографий о природе, рисунков, коллекций минералов и горных пород, собранных учащимися.

Внеклассная работа, которая проводится учителем в системе, формирует интерес к предмету, побуждает учащихся к самообразованию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)