Разграничение компетенции между органами государственной власти федерального и регионального уровней в Швейцарии

Следует дать общую характеристику швейцарского федерализма. Главной особенностью швейцарского федерализма является единство государства при возможно большей самостоятельности субъектов федерации. Согласно статье 3 Конституции Швейцарии, кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Союзной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу.

Следует иметь в виду, что провозглашенный федеральной конституцией суверенитет кантонов отличается от его классического понимания. Суверенитет в данном случае означает, скорее, самостоятельность в решении внутренних вопросов. Кантоны имеют свои конституции и свое законодательство.

В научной литературе отмечается, что швейцарская федерация близка к модели федерации США. С формальной точки зрения это так и есть. Конституция выделяет сферу исключительного ведения федерации и сферу исключительного ведения ее субъектов. К ведению федерации относятся задачи, “требующие единообразного регулирования” (ст. 42). Кантоны самостоятельно определяют предметы своего ведения (ст. 43).

Конституция не содержит перечня предметов совместного ведения федерации и кантонов. В то же время в федеральной Конституции содержатся положения о том, что по предметам исключительного ведения федерация принимает законы, исполнение которых возлагается на кантональные власти.

Кроме того, федеральная Конституция закрепляет положения о тесном взаимодействии федерации и кантонов, а также кантонов друг с другом. В связи с этим швейцарскую федерацию можно отнести скорее к модели кооперативного федерализма со своими особенностями.

Еще одна важная характеристика федеративного устройства Швейцарии: здесь со всей полнотой проявляется принцип субсидиарности, хотя и не закрепленный непосредственно в Конституции.

Исторически сложилось так, что на кантональные власти ложилась основная нагрузка в осуществлении социального управления. Даже с преобразованием конфедерации в федерацию на федеральный уровень передаются только такие функции и полномочия, которые не могут эффективно осуществляться кантонами.

Рассмотрим теперь устройство системы власти на кантональном уровне. Как и в любом другом федеративном государстве, разделение властей в Швейцарии осуществляется кроме горизонтального направления еще и по вертикали.

Широкая самостоятельность кантонов проявляется в таких сферах, как школьное образование, религия, юстиция и полиция, строительство дорог, местное самоуправление, а также в области финансов и налогов. На уровне кантонов, как и на федеральном уровне, система государственной власти основана на принципе разделения властей, но каждый кантон самостоятельно определяет механизм разделения властей и систему сдержек и противовесов.

Законодательную власть осуществляют кантональные парламенты, носящие разные названия (Большой совет, Кантональный совет, Ландрат и т.п.). Кантональные парламенты однопалатные, избираются, как правило, на основе пропорциональной системы, хотя в отдельных кантонах применяется мажоритарная. Сроки полномочий также различны – от одного года (Аппенцелль-внутренний) до пяти лет (Фрибург).

Исполнительная власть осуществляется кантональными правительствами, которые также носят различные наименования (Правительственный совет, Государственный совет, Кантональная комиссия и т.п.). Органы исполнительной власти возглавляются “президентом” (во франкоязычных кантонах), “председателем” (в немецкоязычных кантонах), “старостой” или “ландаманном”. В систему органов исполнительной власти входят департаменты, которые возглавляются членами правительства, причем член правительства может возглавлять одновременно несколько департаментов.

Интересно
В каждом кантоне действует своя судебная система, включающая уголовные, гражданские и административные суды. Судьи либо избираются населением, либо кантональным парламентом, либо специальными органами.

Более детально устройство власти на кантональном уровне можно рассмотреть на примере одного из первых субъектов швейцарской федерации – кантона Ури.

Кантональный совет (Landrat) является верховной законодательной властью кантона. Он осуществляет верховный надзор за деятельностью всех других органов власти кантона. Совет состоит из 64 депутатов, которые избираются от общин пропорционально численности населения (ст. ст. 87 и 88 Конституции кантона Ури). Правительство кантона является верховной исполнительной властью кантона. Правительство кантона состоит из главы кантона, его заместителя и пяти членов (ст. 94 Конституции кантона Ури). Члены правительства избираются прямыми выборами по общинам. От одной общины может быть избрано не более трех членов правительства (ст. 95 Конституции кантона Ури).

Для исполнения федеральных и кантональных законов образуются Департаменты (Direktion), которые в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Департамент возглавляет член кантонального правительства (ст. ст. 96 и 101 Конституции кантона Ури). Кантональное правительство обладает правом законодательной инициативы, в том числе и по проектам поправок к Конституции (ст. 98 Конституции кантона Ури). Правительство вправе участвовать в заседаниях кантонального совета с правом совещательного голоса (ст. 89).

Судебная власть является независимой и действует под надзором кантонального совета (ст. 102 Конституции кантона Ури).

Можно выделить ряд общих черт, присущих устройству власти на кантональном уровне и отличающихся от устройства федеральных органов власти:

  • Кантональные органы исполнительной власти (правительства) избираются прямыми выборами непосредственно населением кантонов, как правило, на основе пропорциональной системы.
  • Кантональные парламенты имеют однопалатную структуру.
  • Институты прямой демократии на уровне кантонов характеризуются большим разнообразием, чем на федеральном, что обеспечивает более активное участие населения кантонов в осуществлении власти.

Кантональные органы власти тесно взаимодействуют с федеральными органами. Основы такого взаимодействия закреплены в швейцарской Конституции.

В статье 44 закреплены принципы взаимоотношений федеральной власти и кантональной:

  • союз и кантоны поддерживают друг друга в выполнении их задач и осуществляют сотрудничество;
  • они учитывают интересы друг друга и оказывают друг другу поддержку, предоставляют друг другу административную и правовую помощь;
  • споры между кантонами или между кантонами и Союзом разрешаются по возможности через переговоры и посредничество.

На конституционном уровне закреплен приоритет федерального законодательства и полномочия федеральных органов по контролю за соблюдением кантонами федеральных законов (ст. 49). В то же время закрепляются и права кантонов на участие в формировании федерального законодательства, а также на получение информации от федеральных органов о предстоящих решениях (ст. 45). Кантоны участвуют в выработке внешнеполитических решений, затрагивающих их интересы (ст. 55).

Можно выделить следующие каналы участия кантонов в разработке решений, принимаемых на федеральном уровне:

  • Институт представительства кантонов в федеральном парламенте – в Совете Кантонов.
  • Принцип двойного большинства при принятии решений на референдуме, когда требуется не только общее большинство голосов, но и положительное решение выносимого на референдум вопроса в большинстве кантонов.
  • Институт кантональной инициативы, т.е. право вносить предложения в Федеральное Собрание (ст. 160 Федеральной конституции) и другие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)