Предпосылки формирования современной организации государственной власти в КНР

Китай – одно из древнейших государств в мире. Причем, как склонны полагать многие историки, в отличие от цивилизаций Древнего Египта или Месопотамии, современные китайцы являются прямыми наследниками политико-культурных традиций Древнего Китая.

Официальное название современного государства, которое мы привыкли именовать Китаем – Китайская Народная Республика (КНР). Интересно, что сложная история развития страны в XX веке привела к созданию государственного образования, которое называет себя Китайской Республикой.

Будучи не признанной большинством государств мира, фактически она располагает многими чертами государственной независимости. Речь идет о Тайване, который благодаря своему островному положению смог приютить некогда китайцев, не разделявших политику социалистического Пекина.

Роль “непотопляемого авианосца” вблизи границ новой коммунистической державы пригодилась Тайваню, чтобы найти защиту у США в глобальном биполярном противостоянии после Второй мировой войны.

Для понимания особенностей уклада государственной жизни современного Китая необходимо очертить, во-первых, некоторые объективные социально-экономические черты его положения, во-вторых, специфику китайской ментальности, неизбежно проявляющей себя в сфере государства и права, в-третьих, причины исторического выбора современного Китая в середине XX в., т.е. к моменту обретения им подлинной независимости после развала Китайской империи, японской оккупации и гражданской войны.

Среди объективных социально-экономических черт современного Китая нельзя не отметить, что это крупнейшее государство в мире по численности населения, которое составляет сегодня почти 1,4 млрд. человек из совокупных семи миллиардов, т.е. каждый пятый человек в мире – гражданин КНР. Эта часть планеты всегда была густо населена в историческое время, поэтому организация жизни огромного числа населения является для китайских руководителей вполне традиционной прагматической задачей, связанной с выживанием и точным расчетом ресурсов.

Необходимо отметить также, что согласно данным Международного валютного фонда КНР с 2014 года стала крупнейшей экономикой в мировом ВВП, рассчитанным по паритету покупательной способности, обогнав США. Доля КНР в мировой экономике составляет теперь 16,48% против 16,28% у США, и этот разрыв по оценкам аналитиков будет увеличиваться.

Благодаря относительно дешевому труду законы мировой экономики сделали Китай привлекательным для большинства крупнейших корпораций, связанных с производством товаров, поэтому за ним устойчиво закрепилось звание “мировой фабрики”. Сегодня в любой части света порой бывает сложно найти товары народного потребления, которые были бы произведены не в Китае. Оказалось, что ни социалистическая идеология, ни главенство Компартии в государственной жизни не послужили этому препятствием.

Можно отметить также, что КНР – это третье по размерам территории государство в мире после России и Канады и первое по этому параметру унитарное государство. Имея общие границы с 14 странами, протяженную морскую границу и столь масштабную территорию, современный открытый миру Китай не может не рассматриваться и не может не рассматривать себя в геополитическом контексте.

Для понимания особенностей государственного развития Китая необходимо обратить внимание, что это государство включает автономии разного рода. Среди автономий континентального Китая на высшем из четырех уровней административно-территориального деления выделяется пять автономных районов, среди которых нельзя не упомянуть мятежные Тибет и Синьцзян, которые, в отличие от более спокойной Внутренней Монголии, Нинся-Хуэйского и Гуанси-Чжуанского автономных районов, создают дополнительные основания для политической мобилизации центральных властей. Достаточно широкими социально-экономическими и административными правами наделены два особых (специальных) автономных района, Гонконг (Сянган) и Макао (Аомэнь), перешедших под суверенитет КНР в 1997 и 1999 г.

Наконец, отмеченный выше Тайвань, называющий себя Республикой Китай, рассматривается Пекином как китайская провинция. Благодаря выдвинутому в начале 80-х гг. тезису великого китайского реформатора Дэн Сяопина “Одно государство – две системы” в современной официальной государственной идеологии Китая коммунистический Пекин вполне уживается с капиталистическим Тайбэем.

Вторая группа особенностей китайской государственной культуры, которую нужно выделить особо, связана со спецификой правовой ментальности китайцев. Правовое сознание, а за ним и правовая система Китая носят смешанный, синкретический характер, который работает по принципу “что китайский желудок не переварит, то выбросит”.

Можно сказать, что современное правосознание китайцев базируется на трех основных составляющих:

  • религиозно-философской этике конфуцианства, даосизма и буддизма;
  • официальной идеологии Коммунистической партии Китая (КПК);
  • системе официальных источников права, характерной для государств романо-германской правовой семьи.

Правовой культуре Китая свойственно традиционное преобладание норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, которое составляло основу государственной идеологии Китайской империи в течение двух тысячелетий вплоть до революции 1911 г.

Основная задача государственных людей по Конфуцию (551 – 479 гг. до н.э.) – создание гармоничного общества по древнему образцу, где всякий знает свое место. Таким обществом управляют добродетельные мужи, проявляющие о подданных отеческую заботу, а те обязаны выказывать к ним сыновнюю преданность, беспрекословно повиноваться правителям.

Основной метод достижения общественной гармонии состоит в следовании ритуалу, системе обрядов и церемоний. Человек в таком обществе не должен настаивать на своих правах, долг каждого – стремиться к согласию и забывать о себе в интересах окружающих.

Противоречие должно быть сглажено путем спокойного обсуждения, а не раздуто до конфликта. Чиновники-администраторы в этой системе отношений для занятия должностей сдавали сложные экзамены по литературе, а люди юридических профессий, законники не пользовались особым уважением.

Религиозно-философская этика продолжает оказывать большое влияние на правосознание и правовое поведение китайцев и по сей день. Буддизм, даосизм, а также традиционные культы поддерживают упомянутые выше идеалы конфуцианства благодаря идеям отречения от мирской суеты, духовного самопознания, проповеди простоты и умеренности, почитания предков. Конечно, это не может означать, что все современные китайцы строят свою жизнь, основываясь на конфуцианских идеалах, но стремление к такому поведению воспринимается благожелательно и рассматривается как норма жизни.

Другая основа развития правосознания современных китайцев – официальная идеология КПК. Основатель КНР Мао Цзедун, несмотря на перекосы в период своего властвования, является искренне почитаемой фигурой. Он обеспечил и укрепил независимость страны и предотвратил ее раскол в континентальном Китае.

Компартия Китая – централизующая и организующая сила, обеспечивающая экономический прогресс и процветание Китая. КПК еще со времен установления ее власти в освобожденных от контрреволюционных республиканцев Гоминьдана районах издавала и продолжает издавать директивные акты, непосредственно регулирующие деятельность государственных органов, практикуется и издание совместных партийно-государственных постановлений. Кроме того, в КНР обычной практикой было вынесение судебных решений после получения указаний партийных комитетов.

Современное законодательство Китая как основной официальный источник правовых норм, по которым строится жизнь и оценивается деятельность в различных областях экономики и сложно организованного быта, является основой развития правовой ментальности, привычной для юридического научного анализа.

Китаю знакомы и отраслевые кодексы, и развитое законодательство, построенное на заимствованиях известных современному миру правовых механизмов. Участие Китая в мировой политике хотя бы в связи с постоянным членством в Совете Безопасности ООН обязывает его соотносить свое законодательство с международно признанными правовыми координатами.

Наконец, еще один блок характеристик, объясняющих специфику современной китайской государственности, связан с особенностями исторического развития страны к середине XX в., когда Китай оказался перед выбором различных моделей государственного развития.

В традиционной китайской историографии выделяют три основных периода истории Китая:

  1. Доимперский Китай (4500 – 221 гг. до н.э.);
  2. Имперский Китай (от воцарения правящей династии Цинь до низложения маньчжурской династии Цин в результате Синьхайской революции);
  3. Новый Китай (1911 г. – наше время).

Время Китайской империи определяется в этой периодизации достаточно четко и связано с именем императора Цинь Шихуана. В 221 г. до н.э. завершились завоевания государством Цинь (одним из главных орудий которого была идеология легизма) других китайских государств, и на территории Китая была создана единая централизованная империя.

Император Цинь Шихуан разделил страну на 36 провинций, границы которых не совпадали с границами прежних царств, и управлялись чиновниками, назначаемыми императором. Им была проведена унификация во всех сферах жизни: упорядочены меры веса, введены единая монета, стандартное написание иероглифов, даже стандартная ширина колеи повозки.

При Цинь Шихуне началось и полномасштабное строительство одного из символов Китая – Великой китайской стены – для защиты от жестоких северных кочевников хунну (сюнну). Несмотря на то что после смерти Цинь Шихуана страна вернулась к раздробленности, идея централизованного государства уже никогда не оставляла правителей Китая.

Имперский Китай характерен периодами политического и культурного развития в эпоху наиболее крупных династий (Хань, Юань, Мин, Цин), каждая из которых переживала периоды зарождения, расцвета и упадка и заканчивалась часто раздробленностью Китая. В плане формирования особого образа высшего правления в Китае интересно, что династии Хань и Мин основали крестьяне по происхождению – руководители восстаний, а Юань и Цин – некитайские династии, монгольская и маньчжурская соответственно.

Закат имперского Китая был связан с несколькими причинами:

  • бездарная внутренняя политика цинских правителей, в особенности императрицы Цыси;
  • разорительные войны, заканчивавшиеся для Китая большими контрибуциями и потерей территорий (развязанные Британией опиумные войны 1840 – 1842 гг. и 1856 – 1860 гг., франко-китайская война за контроль над Вьетнамом 1884 – 1885 гг.; японо-китайская война 1894 – 1895 гг., по итогам которой Китай потерял Корею, Тайвань и полуостров Ляодун);
  • крестьянские восстания, среди которых наиболее известны восстание тайпинов 1850 – 1864 гг. и восстание боксеров (ихэтуаней) 1899 – 1901 гг.

После подавления усилиями союза европейских держав боксерского восстания, направленного против иностранного вмешательства во все сферы жизни китайского общества, включая экономическую и религиозную, Цинское правительство поспешно берется за реализацию реформ. Одним из главных направлений были попытки создания армии нового типа, которая стала способна противодействовать хотя бы новым крестьянским восстаниям.

Закупается новая военная техника, нанимаются иностранные инструкторы. Именно эту армию и возглавляет амбициозный генерал Юань Шикай. После смерти императрицы Цыси в 1908 г. двор окончательно теряет контроль над страной.

Между тем набравшее обороты национально-освободительное движение раскалывается на разные направления: на севере главенствует выступающий за конституционную монархию консервативный генералитет во главе с Юань Шикаем, на юге доминируют республиканцы, среди которых в это время выделяется лидер самого левого их крыла Сунь Ятсен, впоследствии ставший лидером Национальной партии – Гоминьдан, одержавшей победу на первых парламентских выборах после отречения императоров от престола в 1912 г.

Преемником Сунь Ятсена на посту руководителя Гоминьдана после его смерти в 1925 г. становится Чан Кайши, который благодаря умелому руководству немецких советников создает боеспособную армию и подчиняет Гоминьдану территорию почти всего Китая, успешно преодолевая сопротивление северных генералов Юань Шикая.

Вполне возможно, что в отсутствие последовавших за этим периодом политических катаклизмов в стране мог бы сформироваться республиканский демократический режим. Однако в 1921 г. в Китае создается Коммунистическая партия (КПК), с которой у Гоминьдана (ГМД) вскоре появляются расхождения в видении будущего страны. А в 1931 г. против Китая развязывает военную агрессию Япония, захватив его северо-восточную часть и создав там в 1932 г. марионеточное “государство” Маньчжоуго во главе с последним представителем династии Цин императором Пу И.

На время японской агрессии ГМД с КПК заключают перемирие (1937 – 1946 гг.), но после окончания Второй мировой войны и разгрома частями Советской армии Квантунской армии Японии советские командиры стали передавать свой военно-политический опыт и трофейное вооружение лидеру китайских коммунистов Мао Цзедуну, который успел за короткое время собрать под знамена КПК мощную армию, пока Гоминьдан занимался японской капитуляцией, налаживанием хозяйства и борьбой с партизанами в центральном Китае.

В результате этой цепи событий к 1949 г. вооруженные силы КПК освободили от гоминьдановцев весь Китай, а остатки ГМД укрылись на Тайване, создав там свое фактически независимое, но официально непризнанное мировым сообществом государство.

1 октября 1949 г. в Пекине провозглашается Китайская Народная Республика (КНР). С этого времени страна, руководимая жесткой рукой КПК, устанавливает основы политической системы “социализма с китайской спецификой”, которая в своих базовых чертах остается неизменной и в наши дни.

В истории нового социалистического Китая хорошо различимы два периода: это эпоха Мао Цзедуна, продлившаяся до его смерти в 1976 г., и последовавшее за этим время относительной либерализации и рационализации политического и экономического уклада Китая.

Эпоха “Председателя Мао” во внутренней политике памятна эффектными, но разрушительными для китайской экономики и культуры кампаниями. Среди них полезно отметить, например, почин “Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ” (1957 г.). Под этим лозунгом китайский лидер провозгласил широкую кампанию по усилению гласности и критики, которая, правда, быстро сошла на нет, поскольку лозунг был воспринят населением излишне буквально.

“Политика Большого скачка” 1958 – 1960 гг., нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики страны, основывалась на негодных методах, таких как развитие “малой металлургии”, внедрение “плотного засева” в сельском хозяйстве или борьба с вредителями.

В результате отвлечения большого числа людей на бытовую выплавку низкокачественной стали, нарушение экологического баланса после борьбы с воробьями и вкупе с локальными климатическими колебаниями в 1958 – 1960 гг. эти события привели к неурожаям, массовому голоду и гибели по подсчетам разных специалистов от 20 до 40 млн. человек.

В ходе “Культурной революции” 1965 – 1976 гг. проводилась широкая кампания по поддержанию революционного духа в массах. Ее фактическими задачами были утверждение маоизма в качестве единственной государственной идеологии и уничтожение политической оппозиции. А запомнилась она среди прочего проявлениями крайней агрессии со стороны активистов революционной молодежи, получивших название “красногвардейцев” (хунвэйбинов), массово мобилизованных для защиты новых идеалов.

После смерти Мао Цзедуна в 1976 г. власть в стране приняли реформаторы во главе с Дэн Сяопином, в результате чего в стране были предприняты коренные качественные изменения, прежде всего в области экономики, для того чтобы китайский народ оправился от предшествующих испытаний и начал подъем национального хозяйства.

Среди основных мер, которые начали последовательно предприниматься с начала 80-х гг. прошлого века, можно назвать следующие:

  1. На партсъездах КПК постепенно утверждалось новое толкование социалистической теории, согласно которой социалистический строй не обязательно подразумевает безусловную плановую централизацию всей экономики, а позволяет использовать и рыночные механизмы. На XIV съезде КПК в 1992 г. был провозглашен курс на построение “социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой”. Этот необычный с точки зрения европейской политико-правовой логики идеологический конструкт хорошо иллюстрируется высказыванием отца китайских экономических реформ Дэн Сяопина: “Неважно, какого цвета кошка – главное, чтобы она ловила мышей”.
  2. Проводится в жизнь идея создания максимально благоприятных условий для экономического развития. С начала 80-х гг. создаются “специальные экономические зоны” (СЭЗ) с послаблениями в отношении таможенных пошлин, налоговыми льготами, упрощенным режимом въезда и выезда, специальными условиями привлечения иностранных инвестиций. Важная особенность правового регулирования статуса СЭЗ заключается в широких возможностях для местного правотворчества. Помимо СЭЗ создаются “зоны экономического освоения” в дельтах рек, на полуостровах и побережье. С 1992 г. открыты для внешней торговли часть приграничных городов, административные центры провинций и автономных областей, создаются многочисленные “беспошлинные зоны”, “государственные зоны технико-экономического освоения”, “государственные зоны освоения наукоемких отраслей”. Как видим, основы экономического успеха современного Китая закладывались еще в начале 80-х гг. XX в. Последовательное развитие, соблюдение разумной преемственности, эволюционный характер изменений являются важными чертами стратегии руководства страны, которое полагает, что необходимо “переходить реку, нащупывая камни”.
  3. Еще одним проявлением экономической либерализация является продуманная кадровая политика КПК. Так, в партию разрешено вступать представителям предпринимательских кругов, регулярно проводится ротация партийных кадров, причем не только рядовых членов, но и руководящего звена.

Между тем, либерализация экономики никак не отражается на устройстве политического режима. Как мы отмечали, основой политической системы современного Китая с первых лет жизни КНР в 1959 г. остается Компартия. Умение сочетать на китайской почве вещи, по западным понятиям несовместимые в государственном развитии, – одна из находок современной политической культуры Китая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)