Принцип средовой обусловленности

Этот принцип определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности), либо как место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа).

Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует человек. В данном случае они выступают средством его развития, воспитания.

Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, легло в основу принципа средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые должны учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать его и даже противодействовать ему.

Основные требования принципа:

  • для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, просто благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;
  • с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное достижение этих целей;
  • социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
  • факторы среды влияют на любого человека, особенно на впечатлительного растущего ребенка, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;
  • факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому необходимо уметь прогнозировать характер их влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.

К факторам среды относится технологический фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности и требующий учета возможностей ее технологии.

Интересно
По сути эти факторы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность, активность и др.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка их, пренебрежение теми или иными из них неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)