Принцип средовой обусловленности
Этот принцип определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности), либо как место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа).
Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, легло в основу принципа средовой обусловленности.
Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые должны учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать его и даже противодействовать ему.
Основные требования принципа:
- для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, просто благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;
- с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное достижение этих целей;
- социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
- факторы среды влияют на любого человека, особенно на впечатлительного растущего ребенка, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;
- факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому необходимо уметь прогнозировать характер их влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.
К факторам среды относится технологический фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности и требующий учета возможностей ее технологии.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка их, пренебрежение теми или иными из них неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
- Основные социальные институты
- Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия
- Агенты социализации как представители ближайшего социального окружения человека
- Становление социальной педагогики в советский период
- Социальные подходы в российской педагогике XVIII–XIX веков
- Формирование в России социально-педагогических подходов в воспитании
- Становление теории и практики социальной педагогики
- Третий период – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки начало ХХ века
- Второй период развития социальной педагогики за рубежом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу