Рационализм и просвещение

Просвещение – широкое духовное движение периода становления капитализма (XVII – XVIII вв.). Оно охватило практически все европейские страны. «Разум и Природа» – основной лозунг эпохи. Идеология Просвещения выражала интересы нового класса – буржуазии, провозгласив культ Разума и Природы. Философы Просвещения были убеждены, что развитие Разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы. Даже абсолютистская монархия, уступая потребностям времени, становится просвещенной. В Австрии, Пруссии и России монархи используют идеи Просвещения для укрепления своей власти.

Как мощное идейное движение Просвещение наиболее ярко проявилась в Англии, Германии, во Франции. Зародившись в Англии, оно набирает силу во Франции (40-е гг. XVIII в.). Если в Англии просветители были озабочены сохранением завоеваний своей буржуазной революции, то французские просветители фактически подготовили революцию 1789 г., основываясь на опыте Англии. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо вышли из различных социальных слоев, но их объединила ненависть к абсолютизму, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Причина общественного неблагополучия коренится, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Отсюда, своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание смелости мысли, независимости суждений.

Английское Просвещение

Вплоть до XVI в. римско-католическая церковь занимала господствующее положение в Англии, но когда на Британские острова проникли идеи религиозной Реформации, имевшей целью возрождение раннехристианских ценностей, произошел разрыв с папским престолом. В 1534 г. Генрих VIII провел через парламент «Акт о супремации» (верховенстве), в котором король объявлялся единственным высшим главой церкви на земле Англии. Это произошло после того, как в 1532 г. он не получил разрешение понтифика на развод с Екатериной Арагонской и благословения на новый брак.

Распространению Реформации в Англии способствовали на столько религиозные мотивы, сколько политические интересы монархии, желавшей независимости от опеки римско-католической церкви. Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн, когда сгладились резкие общественные противоречия, в том числе и в религиозной сфере (по представлению Дж. Локка религиозная толерантность не должна была распространяться ни на католиков, признающих супрематство иноземного государя, ни на атеистов), развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это позволило в какой-то степени сохранить общественное равновесие, отвечать идеалу веротерпимости и быть образцом общественного прогресса. Все основные тенденции английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

Политическая программа Английского Просвещения

Дж. Локк – родоначальник буржуазного либерализма – в своем основном сочинении «Опыт о человеческом разумении» сформулировал позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Он провозгласил «правовое равенство индивида», обосновав наличие неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, на свободу и собственность. Последнее связано с высокой оценкой человеческого труда: собственность его результат. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались свобода и частный интерес остальных. Лучше всего права личности обеспечивает принцип разделения властей: законодательная (парламент), федеральная (король, министры), исполнительная (суд, армия). Т. Гоббс считал, что все равны от природы (провозглашалось естественное право индивида – право силы, и естественные законы – они разумные и моральные: закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей), но поскольку в процессе реализации прав возникло неравенство, а за тем недоверие и война, то этому должно противостоять гражданское состояние. При его отсутствии положение дел есть «война всех против всех». Тогда с помощью общественного договора люди объединяются в государство, чтобы путем ограничения некоторых прав обеспечить защиту и возможность гуманной жизни. Гоббс использовал для описания могущества государства образ библейского Левиафана (изогнутая, скрученная змея, изображающая силу природы, принижающую человека). Оно должно оградить общество от эгоистических страстей отдельных его членов. Б. Мандевиль, сравнивая общество с пчелиным ульем, разработал теорию разумного эгоизма. Эгоизм представляется движущей силой культурного развития. Но с помощью морали и законодательства можно регулировать поступки людей, чтобы они приносили как можно больше счастья.

Шотландец А. Смит, теоретик товарно-денежных отношений, придает рынку значение освобождения человека от феодальной зависимости и функцию социализации людей. Моральная свобода «экономического человека» обусловлена его ролью в экономической жизни: «дай мне, что мне нужно, и ты получишь, что необходимо тебе».

Французское Просвещение

Ш. Монтескье в своих философско-политических произведениях выступил с резкой критикой абсолютизма и деспотизма, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. В канун революции философов и политиков волновал вопрос устройства демократической власти. На вооружение был взят либеральный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Идеал, который провозгласил Монтескье – «слабое государство», позволяющее гражданам делать все, что дозволено законом и решающее лишь принципиальные, а не частные вопросы. Эти идеи внедрялись в сознание народов, чтобы быть воплощенными в политических устройствах государств.

Согласно Ф.-М. Вольтеру, Просвещение – это «великая революция в умах». Он выступал непримиримым противником церкви, высмеивал феодальные догмы и беззаконие абсолютистского режима.

Его роль в Просвещении определялась духом сомнения, скептицизма, вольнодумства, подталкивая молодое поколение к политической борьбе. Не случайно появился такой мировоззренческий концепт – вольтерианство.

Учение Ж.-Ж. Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Правильное воспитание, материальное и политическое равенство, прямая зависимость морали и политики и требование подчинения личности благу общества – вот ценностные основания руссоизма. Руссо считал естественным состояние полной изолированности индивида (человек ни добр, ни зол). Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда – неравенства. Для прекращения такой борьбы необходимо государство. Поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть его в случае злоупотребления властей. Учение Руссо послужило политической основой для якобинцев в годы Французской революции 1789, и оно оказало огромное влияние на современную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

Начиная с «Эдипа» Вольтера и «Персидских писем» Монтескье, литература включается в распространение идей Просвещения: оспаривает богоданность и священность монархической власти и духовенства, обосновывает право на восстание.

Энциклопедисты

Трудно переоценить роль издания, которое стало крупнейшим культурным свершением XVIII в. – 35-томная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–77), главной задачей которого было пропаганда знаний, направленных на воспитание свободы мысли, независимости суждений. Энциклопедия создана на основе систематизации знаний, предложенных Ф. Бэконом, и отличается историко-аналитическим подходом к явлениям. Этой работе предшествовала английская энциклопедия Э. Чемберса, 1728 г. Д. Дидро – идейный вдохновитель и организатор французской энциклопедии, привлекший к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д’Аламбера, Гольбаха, Мармонтеля и др. Способствуя распространению знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее направили на обслуживание материальных интересов, подчинили их общественной пользе.

Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. Ж.-Л. Бюффон создает «Естественную историю», вырабатывает космогоническую гипотезу. С развитием науки связано открытие множества научных и учебных заведений – Академия наук, Парижская обсерватория, более двадцати университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров и т.д.

Программа просвещенного абсолютизма

Просветители верили в просвещенного государя восторженно и наивно. Они полагали, что он придет, поскольку того требует время, эпоха, разумный и естественный закон. П. Гольбах писал, что «велением судьбы на троне могут оказаться просвещенные, справедливые, мужественные, добродетельные монархи, которые, познав истинную причину человеческих бедствий, попытаются исцелить их по указаниям мудрости». А Дидро вторил: «он придет когда-нибудь, тот справедливый, просвещенный, сильный человек, которого вы ждете, потому что время приносит с собою все, что возможно, а такой человек возможен».

Просветители, как будто заклиная, не только ожидали прихода мессии-просветителя, но и всячески внушали государям их историческую судьбу. Вольтер писал прусскому королю Фридриху II: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. Не может быть государя, который, мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век». В политической программе просветителей ключевым словом было «закон». Лучшее правительство – то, при котором подчиняются только законам, – писал Вольтер в «Философском словаре».

Лозунг «Свобода, Равенство, Братство» концентрическими кругами расходился вокруг своего смыслового центра – закона: свобода понималась как добровольное подчинение закону, а равенство – равенство всех, от пастуха до короля, пред законом.

Немецкое Просвещение

«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…

Sapere aude – имей мужество пользоваться собственным умом – таков, следовательно, девиз Просвещения» (И. Кант: «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», 1784).

Экономическая и политическая раздробленность страны была характерной особенностью этого исторического периода, поэтому идея национального единства доминировала в творчестве просветителей.

Философия немецкого просвещения формировалась под влиянием Х. Вольфа, популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с христианской верой. Он был убежден, что распространение доступной философии, образования приведет к решению сложных социальных вопросов. Инициатором публичного обсуждения новых идей выступил в Пруссии король Фридрих Великий (1740 – 1804). В дискуссии принял участие профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант. Предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы, а установление законов человеческого разума и его границ.

Кант обосновал правовые формы и методы борьбы, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают насилие в построении справедливого государства. Г. Лессинг обосновывает тезисы о единстве человеческого рода и высоко оценивает роль христианства в человеческой истории, выделяя в нем моральную сторону. В творчестве И.Г. Гердера высказываются мысли о движении человека к совершенству и гуманности как о естественной цели и законе человеческого развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)