Живопись ХХ в

Основные направления

Фовизм (от франц. fauve – дикие) берет начало с Осеннего парижского салона 1905 г. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника.

Сторонники фовизма – А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген и др.,- поставили перед собой цель не копировать, и изобретать реальность, следуя своим внутренним желаниям. Они не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени. Главной для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения.

Экспрессионизм (от лат. еxpressio – выражение) является, по видимому, самым сложным и противоречивым направлением модернизма. Как течение в изобразительном искусстве он объединяет, прежде всего, художников, работавших в Германии в начале века. В 1905 г. возникает дрезденская группа МОСТ, затем к немецким участникам присоединяются художники-иностранцы, среди которых были и русские художники. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства – характерные черты экспрессионизма. Картина для них была средством, с помощью которого они надеялись разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы. Идеи экспрессионистов оказали и до сих пор оказывают влияние на многих художников, особенно на тех мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливых явлений современного мира. Основные представители: Э.Мунк, Ф. Марк, Э. Барлах, Дж. Энсор.

Началом кубизма можно считать появление картины Пабло Пикассо Авиньонские девицы, а появлением термина это течение обязано рецензии на выставку Ж. Брака. Поль Сезанн как-то сказал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса». Кубисты исходили из убеждения, что художник должен не следовать видимой реальности, а творить новую. П. Пикассо – глава течения – говорил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как отрицание чувств.

Ж. Брак впервые выводит промышленно отпечатанный текст на полотно картины, затем на полотно стали помещать различные инородные материалы. Так картина превратилась в некий материальный объект, получивший название коллажа.

Кубизм прошел в своем развитии несколько этапов: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный. Основные представители: Х. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне и, конечно, П. Пикассо, Ж.Брак.

Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о себе серией манифестов, начало которому положил итальянский поэт Т. Маринетти в 1909 г. Манифестом итальянского футуризма: главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость, бунт.

Он объявил человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра – слабостями. Затем вышел Манифест техники футуристической живописи, где прославили урбанистическую цивилизацию, индустриализацию и существенную черту своего времени – возросший темп, движение. Представители футуризма: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло. В России приверженцами футуризма стали В. Маяковский и В. Хлебников.

Сюрреализм как школа в изобразительном искусстве возник в Париже в 1924 г. Те, кто присоединился к движению придерживались мнения, что традиционной западной культуре нечего больше предложить миру, и что необходим полный разрыв с этой культурой. Чтобы этого добиться, надо перерезать культурную пуповину, связывающую настоящее с прошлым, и искать новые идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть Фрейд, Юнг и другие психологи. За несколько лет до этого дадаисты (от французского dada – конек, любимая тема) задались целью уничтожить искусство прошлого и создать новое, без традиций. Для того, чтобы высвободить подсознательное, Бретон применил прием автоматического письма, фиксируя на бумаге первое, что приходило в голову, и совершенно пренебрегая автоцензурой. Художники, в свою очередь, взяли на вооружение прием автоматического рисунка; некоторые рисовали и писали в полумраке или создавали произведения из всевозможного хлама.

Разнообразие творческих манер сразу же показало, что сюрреалисты представляют собой группу весьма эклектичную, без единого живописного стиля; объединяло всех этих художников лишь одно – стремление к подсознательному.

Среди абстракций раннего сюрреализма особняком стоит творчество Дж. де Кирико, итальянца, который с 1917 г., когда он вместе со своим другом К. Карра создал так называемую метафизическую живопись («Pittura Metafisica»). Наиболее видным мастерами такой разновидности сюрреализма явились П. Дельво, С. Дали и Р. Магритт.

Визуальная доступность их творчества – нередко, впрочем, лишь видимая – позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и средств массовой информации получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание.

После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им были достаточно важны (например Coca Cola или Levi’s джинсы). Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою.

Так формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. С поп-артом в музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось, и было областью массовой культуры низшего разбора, – рекламные плакаты и этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а, кроме того, наборы любых предметов, попавших под руку. После господства абстракции искусство перестало чуждаться жизни и злободневности, привлекалось все, что может возбудить интерес, – атомная бомба и массовые психозы, портреты кинозвезд, политика наравне с эротикой.

Техника поп-арта была исключительно разнообразна: живопись и коллаж, проецирование на полотно фотографий и слайдов, опрыскивание из пульверизатора, комбинирование рисунка с кусками предметов и т.д. Одним из самых ярких представителей поп-арта является Э. Уорхолл. Непрестанно перемещаясь в разных социальных пространствах и культурных средах, совмещая полярные идеи, техники и знакомства, Уорхол соединял высокое и низкое, элитарное и массовое, избранное и отвергнутое. Как никто другой, он пытался творчески разрешить конфликт между высоким искусством, массовой культурой и повседневностью.

Русская живопись ХХ в.

В истории отечественного искусства традиционным стало разделение единого историко-художественного процесса, глубоко противоречивого в своем движении и непреложного в своих результатах, на два периода, дореволюционный и советский. Однако ныне стало очевидно, что 1917 г., сыгравший поворотную роль в политической истории России, не имел подобного значения в истории искусства. Революция в искусстве свершилась ранее революции социальной.

Если искать точку перелома в художественном сознании, то она придется на середину 1910-х гг. и связана, прежде всего, с идеями и практикой русского авангарда. Еще в 1910-е гг. в русском искусстве произошла «художественная революция». Традиционному изобразительному искусству было противопоставлено новое художественное мышление. Прежние формы казались исчерпанными, на смену изобразительности пришли неизобразительные принципы построения художественного образа. Появился экспрессивный абстракционизм К. Малевича, его «Черный квадрат» ознаменовал финал изобразительности в его традиционном понимании. Из кажущегося тупика искусства нашлось несколько выходов, куда устремилось его последующее развитие.

1910-20-е гг.

Авангардные направления в русском искусстве 1910-20 гг. формировались на основе отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого, в атмосфере горячей полемики. Возникло множество группировок и индивидуальных творческих концепций. В послереволюционное десятилетие продолжились поиски 1910-х гг., однако характер дискуссий приобрел новую направленность.

Авангардисты были убеждены в том, что именно формальные эксперименты должны играть роль художественного языка революции. Конструктивисты, провозгласившие станковое творчество исчерпанным, ставили задачу внедрить искусство в производство.

Приверженцы станковизма доказывали его актуальность на новом этапе, программно выступая за возрождение станковой картины.

В 1918 г. деятели пролетарской культуры (Пролеткульт) провозгласили, что подлинно пролетарскую культуру могут создать только сами рабочие, которые являются единственными носителями подлинно пролетарской идеологии.

Представители разнообразных группировок 1920-х гг. видели новую эпоху по-разному, но общим было стремление адекватно выразить дух времени. В искусстве соседствовали кубизм и футуризм, неопримитивизм, поздние варианты символизма и неоимпрессионизма, первые пробы беспредметности и неоклассические направления. В спорах и взаимном отрицании рождался феномен «русского авангарда».

Живопись русского авангарда

В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились достижения во всех сферах научного знания с конца XIX в.:

  • в философии – основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра;
  • в психологии-психиатрии – прежде всего фрейдизм;
  • в гуманитарных науках – возведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины;
  • отход от европоцентризма и вследствие этого возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам;
  • возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений;
  • в социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории.

Русский авангард 1910-20-х гг., Советская Россия считаются родиной авангардного искусства. Вместе с тем совершенно ясно, что авангардизм является общей тенденцией в искусстве ХХ в. и связан, прежде всего, со значительным усилением аналитических тенденций художественного мышления и разрушением целостности художественного образа.

1930-50-е гг.

Эти десятилетия, драматические в истории страны, проходили в искусстве под знаком острого, непреходящего конфликта художника с властью и процветания единственного официально признанного творческого метода – социалистического реализма.

Соцреализм создал жесткую систему ценностей, обязательные эстетические каноны. Жанровые и тематические нормы были строго обозначены. Не допускалось вольностей и в формальных решениях: любые отклонения от поднятых на знамя традиций русского реализма клеймились как «формализм».

Полотна на сюжеты героического революционного прошлого, изображение трудовых побед, портреты «вождей» – эти эталонные произведения социалистического реализма остались в истории ХХ в. скорее как документальные памятники эпохи, чем как художественные свершения.

Однако в эти годы были художники, не изменившие принципам свободного творчества. Уход во внутреннюю оппозицию тоталитарному режиму ограничил круг их возможностей, сделал их голоса «тихими».

Но они не отказались от наследия предыдущих десятилетий, стремясь, каждый в свою меру, продолжать духовную работу и формальные искания, присущие подлинному искусству. Их произведения, без фальши и патетики рассказывавшие о своем драматическом времени, сохранили лучшие традиции русской художественной культуры.

1960-1980-е гг.

В конце 1950-х – нач. 60-х гг. установки социалистического реализма оставались по-прежнему в силе, но их границы постепенно расширялись, позволяя внести определенную меру свободы даже в область официального искусства. Художники, начавшие свою деятельность в период «оттепели», противопоставляли парадной советской патетике изображение непоказных сторон жизни. Это направление получило название «сурового стиля».

Одновременно в Москве и Ленинграде возникло альтернативное движение – искусство андеграунда, которое позже стали называть «вторым русским авангардом». Оно ориентировалось на зарубежные художественные течения и традиции раннего русского авангарда. Новые веяния существенно обогатили диапазон искусства 1970-80-х гг.

В то время как значительная часть художников сохраняла верность традициям реализма и академизма, вновь приобрел актуальность неопримитивизм, широкое распространение получило так называемое ассоциативно-метафорическое искусство.

Одним из приоритетных движений андеграунда стал московский концептуализм, широкое распространение получил соц-арт, активно развивалась практика различных художественных акций.

Радикальные изменения в общественно-политической жизни страны в начале 1990-х гг. сняли проблему идеологической цензуры, предоставив равные возможности всем направлениям искусства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)