Массовая культура в культурологии

Понятие массовая культура было предложено еще в двадцатые годы ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количество – масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Ее синонимы – популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т.д. Массовая культура проявляется преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и в разных областях искусства (музыке, кино, телевидении, изобразительном искусстве). Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

В понятие массовой культуры входят прежде всего произведения, предоставляемые в распоряжение широкой аудитории потребителей с помощью современной техники. Кроме того, это и система ценностей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового потребителя.

Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одна из причин возникновения массовой культуры — появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса.

Функции массовой культуры:

  • компенсаторная – снятие стрессов и тайных инстинктов;
  • нивелирующая – стандартизация типа мышления, чувств и т.п.;
  • манипулятивная – внушение определенных идей, стереотипов мышления.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.

Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных и антропологических дисциплин.

Тот факт, что высокая культура как бы обслуживает «докультурные потребности» и устремления (подсознательные силы, связанные с эросом, желаниям господства и инстинктам разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ в.

В противовес массовой культуре искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетические ценности (мыльные оперы, поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).

Основные проявления и направления массовой культуры:

  • субкультура детства (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, детские клубы и лагеря, организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры;
  • массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, стандартизующая эти знания и представления;
  • СМИ, фактически формирующие общественное мнение в интересах заказчика;
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей;
  • массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, квазирелигиозные учения, кумиромания и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций (“наши”- “не наши”);
  • массовые политические движения;
  • система организации и стимулирования массового потребления (реклама, мода, и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
  • индустрия формирования имиджа, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и проч., – или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;
  • индустрия досуга для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания.

В условиях индустриального общества и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону. С помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации современное государство непрерывно штампует безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий материал. С середины ХХ в. процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер. Происходящие изменения способствовали появлению концепций массового общества. На их базе возникли и теории массовой культуры.

Еще О. Шпенглер, противопоставляя культуру и цивилизацию, в качестве отличительных признаков последней, выделял в ней отсутствие героического начала, техницизм, бездуховность и массовость. Близких взглядов придерживались и другие культурологи, в частности Н.А. Бердяев. В целом массовое общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества — индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и, конечно же, невиданного ранее развития средств массовой коммуникации.

Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Х. Ортегой-и-Гассетом (1883—1955 гг.), автором знаменитой работы «Восстание масс» (1930 г.). Он развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засилием бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам; что обезличенная масса — скопище посредственностей, — вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного элитарного меньшинства, поднимается против него, вытесняет элиту из традиционных для нее областей — политики и культуры, что, в конечном счете, приводит ко всем общественным бедам нашего века. В качестве теоретика культуры Ортега стал не только одним из главных создателей теории массового общества, но и видным теоретиком массового искусства и творческого модернизма. Его идеи во многом перекликаются с идеями философов и социологов Франкфуртской школы (крупнейший представитель – Г. Маркузе (1898—1979 гг.)).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)