Реализм в литературе

Реализм (фр.- realisme – вещественный) – один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях.

Реализм как направление сформировался в 40 -70 гг. XIX в. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств.

Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоит романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции ХIХ в. стал поэт Пьер Жан де Беранже (1780-1857 гг.). Блестящим представителем критического реализма был Фредерик Стендаль (собств. Анри Бейль, 1783- 1842 гг.). Романы Стендаля – «Красное и черное», «Пармская обитель». Крупнейший представитель западноевропейского реализма – Оно-ре де Бальзак (1799-1850 гг.). Его главное произведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Бальзак создал 90 романов и новелл, в эпопею вошли: “Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио» и др. Произведения Бальзака глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей. Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803-70 гг.). Его новеллы лаконичны, строги, изящны: «Кармен», «Хроника времен Карла IХ».

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821-80 гг.). Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Выдающееся произведение Флобера – «Мадам Бовари». Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850-93 гг.). Лучшие его произведения – романы – «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Мопассан – мастер новеллы и рассказа.

Английская и шотландская литература

Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832 гг.) сближал с романтиками интерес к Средневековью. Но всемирную известность ему принесла реалистическая проза. Вальтер Скотт – создатель исторического романа («Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго» и др.).

Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812-70 гг.), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист («Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»). Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма.

В конце Х1Х в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Дж. Голсуорси, Д.Б. Шоу и Г.Д. Уэллса.

Джону Голсуорси (1867-1933 гг.), в частности, принадлежат трилогия «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия», где дана эпическая картина нравов буржуазной Англии.

Наиболее известные произведения Джорджа Бернанда Шоу (1856-1950 гг.) – «Дом вдовца», «Пигмалион», пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна». Шоу – лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми мыслями. Вот одна из них: «В жизни существуют две трагедии. Одна – когда вы не можете добиться того, что желаете всем сердцем. Вторая – когда вы добьетесь этого».

Герберт Джордж Уэллс (1866–1946 гг.) – классик научно-фантастической литературы. В романах – «Машина времени», «Человек-нeвидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции своего времени. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)