Психология коллектива сотрудников исправительного учреждения

Специфика деятельности коллектива сотрудников исправительного учреждения представляется следующей:

  1. В рамках пенитенциарного учреждения сосуществуют два коллектива – коллектив сотрудников и коллектив осужденных, которые противостоят друг другу. Подобное соотношение позиций накладывает на коллектив сотрудников особую ответственность при выполнении профессиональных функций, во взаимоотношениях с осужденными. В этом понимании коллектив сотрудников должен быть примером во всем для коллектива осужденных.
  2. При анализе деятельности коллектива сотрудников исправительного учреждения следует обратить особое внимание на ее многоплановость, которая включает: охрану и организацию режима отбывания наказания; бытовое содержание и обеспечение жизнедеятельности осужденных; организацию их производственной деятельности;
    организацию общеобразовательного и профессионально-технического обучения; медицинское обслуживание осужденных; организацию их досуга; деятельность спецслужб, включая психологическую службу ИУ.
  3. Во главе исправительного учреждения стоит начальник, осуществляющий руководство через определенные структуры коллективом сотрудников и коллективом осужденных. При этом он опирается на принципы единоначалия и субординации.
  4. Деятельность коллективов исправительного учреждения характеризуется сложностью целей при выполнении социального заказа. Это объясняется тем, что на них возложена задача по надлежащему исполнению судебных приговоров, которая включает организацию режима содержания осужденных, подразумевающего строгий надзор, обыски и т. п. В то же время это не снимает с коллективов сотрудников задачи по исправлению осужденных.
  5. Серьезной проблемой в работе коллективов сотрудников исправительного учреждения является формирование у отдельных его членов профессиональной деформации.

Существует три подхода к определению понятия «профессиональная деформация»:

  • психологические изменения личности под влиянием специфических условий профессиональной деятельности;
  • комплекс изменений личности и возникновение отрицательных черт характера;
  • результат деятельности в сходных условиях, который завершается формированием стереотипов мышления и поведения.

В результате все эти составляющие профессиональной деформации ведут к огрублению личности сотрудника пенитенциарной системы. На этот процесс накладывает свой отпечаток и постоянное общение с осужденными.

Помимо перечисленных выше проблем, перед коллективом исправительного учреждения в настоящее время стоят непростые задачи, связанные с настоятельной необходимостью повышения эффективности их деятельности в плане исправления осужденных, а также в связи с провозглашенными лозунгами гуманизации, демократизации и цивилизации пенитенциарной системы.

Интересно
Сущность гуманизации деятельности исправительного учреждения заключается в необходимости обращения к личности осужденного, необходимости видеть в нем человека, гражданина страны. В этой связи в работе коллективов пенитенциарных учреждений необходимо применение нестандартных методов, подходов в педагогическом процессе по исправлению осужденных.

Демократизация исправительного учреждения предполагает большую открытость пенитенциарной системы для общественных организаций, а также отмену процедур, унижающих человеческое достоинство.

Цивилизация исправительного учреждения предполагает приближение системы исправительных учреждений к цивилизованным нормам отбывания наказания, сформировавшимся в других странах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)