Понятие системы методов и приемов воспитания осужденных

Превращение внешних условий жизни и деятельности осужденных во внутренние стимулы их развития и исправления – основное назначение методов воспитания. Говоря о воспитательном методе, А. С. Макаренко подчеркивал необходимость создания такого метода, который был бы общим и единым, но в то же время давал возможность каждой отдельной личности сохранять индивидуальность, развивать свои особенности.

Следуя общефилософскому определению средства как всего того, что ведет к достижению цели, методы воспитания в определенном смысле можно также назвать средствами исправления осужденных. Необходимо различать понятия «средство» и «метод» воспитания осужденных.

Отличие это состоит прежде всего в том, что в средствах исправления осужденных реализуются основные виды жизнедеятельности осужденных, а методы – это способы непосредственного или опосредованного влияния воспитателей, организаторов педагогического процесса на личность осужденного.

Указанные в законе средства носят характер всеобщности, обязательности и довольно четко регламентированы. Методы воспитания также в определенной степени подвергаются правовой регламентации, однако диапазон их применения достаточно широк, и поэтому нет никакой необходимости (да и возможности) подробно в правовых актах описывать всю систему педагогических методов и приемов воздействия. Это привело бы к обеднению педагогического процесса, к снижению творчества и инициативы воспитателей.

Методы воспитания осужденных по своей сущности сопоставимы с общими методами воспитания, характерными для любой образовательно-воспитательной системы. Однако в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания они приобретают некоторую специфику (по своему содержанию и форме выражения), некоторые из них в виде мер поощрения и наказания закреплены в УИК РФ (ст. 113–119).

Методы воспитания осужденных – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности воспитуемых для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Правовой регламентации подвергаются в основном методы наказания и поощрения, но не целиком, а только в части, связанной с изменением правового положения осужденных.

Применение различных методов определяется тремя факторами: личностью осужденного; мастерством, опытом и авторитетом воспитателя; конкретной педагогической ситуацией. Варьирование и творческое применение методов воспитания позволяют эффективно реализовывать принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру.

Каждый метод объединяет целую группу приемов:

  • метод убеждения: объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, ирония, шутка, внушение, пример;
  • метод организации поведения: требование, показ, инструктаж, поручение, приучение, упражнение;
  • метод стимулирования (поощрение): одобрение, похвала, доверие, благодарность (устная и письменная), разъяснение перспектив, отсрочка наказания, перевод из одних условий отбывания наказания в другие, более мягкие, предоставление права передвижения за пределами колонии без конвоя или сопровождения, условно-досрочное освобождение от наказания, помилование, амнистия;
  • метод торможения (наказание): замечание, внушение, осуждение, порицание, предупреждение о возможности дисциплинарного взыскания, перевод из одних условий отбывания наказания в другие, более строгие, дисциплинарный штраф, водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру и т. д.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой. Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)