Психолого-педагогические требования к личности воспитателя осужденных

Каждый вид деятельности предъявляет к отдельным личным качествам работников определенные требования, которые не могут быть компенсированы другими свойствами личности. Трудно представить профессиональным водителем дальтоника, музыкантом − человека без музыкального слуха, воспитателем осужденных − ярко выраженного эгоиста, человека, у которого отсутствует элементарная психологическая устойчивость. Не получится из них настоящих специалистов, квалифицированных работников даже при наличии отличной профессиональной подготовки.

Неслучайно в большинстве европейских государств при приеме новых сотрудников в пенитенциарные учреждения в первую очередь обращается внимание на их личностные качества, а не на профессиональные знания. Не может быть настоящего воспитателя осужденных без элементов альтруизма, желания и стремления оказать помощь осужденному, нуждающемуся в ней.

Проведенные нами исследования показали, что выпускники учебных заведений, готовящих специалистов для исправительных учреждений, отличающиеся эгоизмом, карьеристскими установками к предстоящей деятельности с трудом адаптировались к работе, нередко были вынуждены покинуть их.

Как свидетельствует практика, кроме альтруизма, порядочности, психологической устойчивости, сотруднику исправительного учреждения необходимо иметь такие личные профессионально значимые качества, как коммуникативность, педагогический оптимизм, умение перевоплощаться (артистизм), доброта, самокритичность, совестливость, любовь к отечеству и т. д.

Интересно
Несмотря на важность перечисленных свойств для профессиональной деятельности сотрудника исправительного учреждения, перечень которых при необходимости можно продолжить, целостного психологического образа сотрудника пенитенциарных органов мы не получим, потому что все эти качества будут оторваны от тех или иных сторон конкретной деятельности.

Наиболее удачно в систематизированном виде деятельность сотрудника исправительного учреждения описана А. Д. Глоточкиным и Е. Ф. Пирожковым в книге «Исправительно-трудовая психология».

Определяя специфику деятельности сотрудников исправительных учреждений, авторы выделяют пять достаточно выраженных, взаимосвязанных между собой подструктур:

  • социальную;
  • юридическую;
  • психолого-педагогическую (воспитательную);
  • производственно-хозяйственную;
  • организационно-управленческую.

Социальная подструктура. Деятельность сотрудника исправительного учреждения осуществляется в специфических условиях − в среде осужденных, являющихся в большинстве носителями антисоциальных установок и привычек, преступного мышления.

Она содержит в себе опасность усвоения нравов преступной среды (порой стихийного), ее традиций, «огрубления» личности воспитателя. Если усвоение преступной психологии, преступного мышления воспитателями – явление редкое, то «огрубление» личности − профессиональная деформация – явление, к сожалению, достаточно распространенное.

Главнейшим условием профилактики этих негативных моментов в деятельности воспитателя осужденных является его убежденность в полезности и необходимости своего труда. Недопустимы малейшие уступки морального плана со стороны воспитателя по отношению к осужденным, разделяющим преступные взгляды и убеждения.

Убежденность в необходимости своего труда, нравственная чистота воспитателя, постоянное стремление повышать свой кругозор, профессиональное мастерство должны поддерживаться осознанием большой социальной значимости профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, социального заказа, над выполнением которого он работает.

Работа сотрудника исправительного учреждения в настоящее время осложняется тем, что растет число наиболее криминально зараженных осужденных. Молодой сотрудник исправительного учреждения заранее должен быть готов к встрече с так называемой отрицаловкой, то есть осужденными, придерживающимися традиций уголовного мира. Без психологической подготовки, психологической устойчивости противостоять «отрицаловке», которая к тому же постоянно консолидируется, будет непросто.

Сложнее стало работать сотруднику исправительного учреждения в условиях провозглашенных пенитенциарной системой лозунгов демократизации, гуманизации ее деятельности ввиду того, что исправительные учреждения стали доступными для значительной части общественных и государственных контролирующих организаций. В то же время элементы цивилизации, гуманизации ИУ многие осужденные поняли по-своему – как ослабление режима, возможность «давить» на администрацию по любому поводу.

Выполнение социального заказа в таких условиях требует от сотрудников ИУ не только мужества, психологической стойкости, но и хороших знаний, надлежащей профессиональной подготовки, общей эрудированности.

Юридическая подструктура. В плане юридической подструктуры воспитатель призван обеспечить надлежащее исполнение уголовного наказания. Для этого он должен хорошо знать многие правовые дисциплины: уголовно-исполнительное право, уголовное право, гражданское право и процесс и др.

Он должен обладать развитым юридическим мышлением для того, чтобы профессионально грамотно бороться с правовым инфантилизмом и правовым нигилизмом осужденных. В своей работе воспитатель должен исходить из того, что в строгом исполнении приговора народного суда заложен большой воспитательный смысл. Строгое соблюдение законности сотрудниками ИУ – основа исполнения ими юридической подструктуры.

Психолого-педагогическая (воспитательная) подструктура. В процессе отбывания наказания у осужденного должны быть искоренены многие отрицательные стороны личности, преступные установки, очевидные или скрытые дефекты правосознания. И в то же время должны быть сформированы такие качества, которые бы обеспечили правопослушное поведение осужденного в будущем.

Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от воспитателя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, склонности к педагогической работе, творческого подхода к делу. Результаты педагогической деятельности часто удалены во времени, поэтому для воспитателя важен педагогический оптимизм, стойкость при неудачах.

Интерес к педагогической деятельности, вера в возможность воздействовать на осужденных в надежде на «исправление исправимых», осознание огромной ответственности перед согражданами за последствия «брака» в своей работе поддерживают определенный тонус в работе воспитателя.

Подобный подход не позволяет ему трудиться с прохладцей, по принципу «лишь бы день прошел» и вселяет гордость за успехи своего пенитенциарного учреждения, своих товарищей, свои собственные.

Производственно-хозяйственная подструктура. Воспитатели осужденных наряду с работниками производства организуют труд осужденных, занимаются их трудовым воспитанием.

Интересно
Главной задачей в плане производственно-хозяйственной подструктуры является подготовка осужденных к производственной деятельности, мобилизация их на честный труд; использование общественно полезного труда как важнейшего фактора, сплачивающего коллектив осужденных.

Воспитатель осуществляет контроль за тем, чтобы труд осужденных постоянно сочетался с их работой над собой, с профессиональным самосовершенствованием, с борьбой за коллективные показатели, качеством выпускаемой продукции.

Сотрудники ИУ, осуществляя профессиональный отбор осужденных, профориентацию, психологическую подготовку отдельных осужденных к труду, должны обладать не только специальными знаниями, но и солидным запасом педагогического такта, самообладанием.

Организационно-управленческая подструктура. Воспитатель осужденных часто выступает в роли управленца, организатора всей жизни и деятельности осужденных, которая требует от него определенных навыков, способности оценивать сложившуюся обстановку, своевременно и грамотно принимать управленческие решения, умело доводить их до исполнителей, контролировать исполнение, оценивать труд людей. Вопросы, задачи, решаемые в разрезе данной подструктуры, совсем не простые, и к их решению необходимо готовиться заблаговременно.

Таким образом, своеобразным ориентиром в профессиональном самостановлении специалиста пенитенциарной системы должны стать рассмотренные выше подструктуры деятельности воспитателя осужденных. Для успешного осуществления этого исключительно важного дела у него должны присутствовать такие качества, как объективная самооценка, самоконтроль, самокритичность. Эти качества крайне необходимы молодому специалисту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)