Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Л. С. Выготский рассматривал развитие как появление нового в личности. Он установил четыре закона развития ребенка.

Развитие протекает во времени. Особенность года или месяца в жизни ребенка определяется местом в циклах развития. Темп и содержание развития ребенка в каждом временном цикле различны.

Периоды подъема сменяются периодами замедления. Это характерно как для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.), так и для развития психики ребенка в целом.

Неравномерность развития. Разные стороны личности и психические функции развиваются не одновременно. Сначала развиваются ведущие, но более простые психические функции – ощущение и восприятие, затем сложные – внимание и воображение.

Развитие психических функций происходит путем преобразования устаревшей на данном возрастном этапе системы психических функций в новую, более совершенную систему.

Развитие не сводится только к количественным изменениям, это цепь качественных изменений. Ребенок – не маленький взрослый, его психика своеобразна – на каждом возрастном этапе происходят качественные изменения, отличные от предыдущего периода, и у разных детей развитие происходит в разном темпе.

Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка.

Психические процессы предыдущего периода отмирают или преобразуются в новые, более совершенные. Например, ребенок, научившись ходить, перестает ползать.

Инволюционные процессы, запаздывающие по каким-либо причинам, приводят к инфантилизму (сохранению старых черт наравне с новыми).

Л. С. Выготский вводит понятие «новообразование» в психическом развитии ребенка и стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода развития характерно плавное течение, без резких сдвигов и перемен.

Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, накапливаются и в конце периода дают скачок в развитии: появляются так называемые возрастные новообразования. Стабильные периоды длятся несколько лет.

А новообразования носят устойчивый для личности ребенка характер. Кроме стабильных периодов Л. С. Выготский ввел кризисные периоды развития.

По мнению известного психолога, кризисы длятся недолго, до нескольких месяцев, лишь при неблагоприятном течении затягиваются до года или двух лет. Кризис начинается и заканчивается незаметно, его границы выражены неотчетливо. Границами возрастов и являются, по мнению Л. С. Выготского, кризисы.

Каждый возраст характеризуется:

  • социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью в мотивационно-потребностной или интеллектуальной сфере личности;
  • возрастными новообразованиями, появляющимися в конце стабильного периода;
  • возрастными кризисами.

Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

В дошкольном детстве активно используется понятие «сензитивные периоды развития» – это периоды наибольшей чувствительности и предрасположенности к каким-либо видам деятельности.

Интересно
Так, сензитивный период развития речи у ребенка проявляется от года до трёх лет, языковых способностей – от пяти до семи лет. Сензитивный период совпадает с возможностями обучения ребенка определенному виду деятельности, развитию способностей.

Дошкольный возраст связан с ведущей деятельностью – сюжетноролевой игрой, где взрослый становится образцом для подражания. В сюжетной игре моделируются социальные отношения. Здесь же происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

Таким образом, этапность в развитии ребенка позволяет лучше понять закономерные изменения, специфику и особенности преобразований в растущей личности, ведущую деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)