Психологические особенности младенца

Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.

Эмоциональное, непосредственное общение – ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого – создать все условия для нормального психофизического развития детей.

В исследованиях Е. О. Смирновой, Г. М. Ляминой, Л. Н. Павловой и др. психологические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития. Данная задача отражает систему отношений «ребенок – взрослый».

Поэтому алгоритм раскрытия психолого-педагогических особенностей начинается с характеристики ведущей деятельности данного возрастного этапа. Затем дается  содержательная характеристика четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются.

Психолого-педагогический возраст ребенка включает: физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие

Младенческий возраст имеет свои отличительные особенности:

  • у ребенка наблюдается быстрый темп физического и психического развития;
  • в процессе двигательной активности появляется сенсомоторная координация;
  • на основе действий с предметами формируется умственный интеллект;
  • на основе взаимодействия с близкими взрослыми формируется эмоциональный интеллект;
  • интенсивно развивается речевое общение со взрослым. Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая);
  • начинает формироваться образ «Я», появляются первые желания («хочу», «не хочу»);
  • ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов и форм;
  • развивается эмоциональная отзывчивость на музыку.

Отличительные особенности детей младенческого возраста определяют содержание педагогической работы с ними.

Ребенку первого года жизни взрослый должен обеспечить положительно окрашенное общение.

Позитивное, эмоциональное взаимодействие – залог правильного развития ребенка, формирования у него чувства защищенности, развития познавательной активности.

Интересно
После года ведущая деятельность меняется с эмоционального общения на предметную. Она направлена на усвоение способов действий с различными предметами.

В исследовании А. В. Запорожца психологопедагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)