Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте (три – пять лет) еще сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом.

Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях B. C. Мухиной, Л. А. Венгера, Е. О. Смирновой, Л. А. Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

  • возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
  • происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все системы;
  • интенсивно развиваются моторные функции, повышается двигательная активность (объем двигательной активности составляет десять – четырнадцать тысяч условных шагов, интенсивность – до сорока – пятидесяти пяти движений в минуту);
  • движения детей имеют уже преднамеренный и целеустремленный характер;
  • однако отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
  • увеличивается работоспособность детей;
  • совершенствуются виды движений при слабом развитии физических качеств;
  • большая роль принадлежит любознательности (возраст «почемучек»);
  • расширяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, обогащаются представления и знания ребенка о мире;
  • интенсивно развивается память, однако носит непроизвольный характер;
  • ребенок начинает использовать символические представления предметов, фантазирует, используя речь как символическое средство.

Символическая функция – качественно новая в познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Для нее характерно использование ребенком внутреннего плана мышления, который на данном этапе развития использует внешние опоры (игровые, изобразительные, вещественные).

Итак, психологический портрет ребенка данного возраста:

  • ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать»;
  • ребенок – реалист, для него реально существует все, что он видит;
  • ему свойственен эгоцентризм, так как он не видит ситуацию глазами другого человека, а оценивает ее со своей точки зрения;
  • способность ребенка к целеполаганию находится еще в стадии становления;
  • сформировано элементарное планирование своей деятельности в два – три действия;
  • ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные выражения радости, печали, веселья, грусти, любви, обиды и т. п.;
  • способен сдерживать ситуативные желания «Я хочу»;
  • ребенок может проявлять сочувствие, сопереживание в общении с окружающими;
  • возрастает интерес к сверстникам, появляется осознание своего места в группе детей;
  • ребенок становится более самостоятельным, инициативным;
  • для данного возраста характерно повышение общей эмоциональной возбудимости, что приводит к страхам и проявлению агрессии.
Взрослый в проектной, продуктивной и исследовательской деятельности развивает творчество детей, учит активно познавать вещи, материалы, создавать свой креативный продукт.

Свобода поведения детей трех – пяти лет не исключает привития им знаний основ безопасного поведения в помещении и на улице.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)