Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте (три – пять лет) еще сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом.
Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.
В исследованиях B. C. Мухиной, Л. А. Венгера, Е. О. Смирновой, Л. А. Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
- возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
- происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все системы;
- интенсивно развиваются моторные функции, повышается двигательная активность (объем двигательной активности составляет десять – четырнадцать тысяч условных шагов, интенсивность – до сорока – пятидесяти пяти движений в минуту);
- движения детей имеют уже преднамеренный и целеустремленный характер;
- однако отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
- увеличивается работоспособность детей;
- совершенствуются виды движений при слабом развитии физических качеств;
- большая роль принадлежит любознательности (возраст «почемучек»);
- расширяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, обогащаются представления и знания ребенка о мире;
- интенсивно развивается память, однако носит непроизвольный характер;
- ребенок начинает использовать символические представления предметов, фантазирует, используя речь как символическое средство.
Символическая функция – качественно новая в познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
Для нее характерно использование ребенком внутреннего плана мышления, который на данном этапе развития использует внешние опоры (игровые, изобразительные, вещественные).Итак, психологический портрет ребенка данного возраста:
- ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать»;
- ребенок – реалист, для него реально существует все, что он видит;
- ему свойственен эгоцентризм, так как он не видит ситуацию глазами другого человека, а оценивает ее со своей точки зрения;
- способность ребенка к целеполаганию находится еще в стадии становления;
- сформировано элементарное планирование своей деятельности в два – три действия;
- ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные выражения радости, печали, веселья, грусти, любви, обиды и т. п.;
- способен сдерживать ситуативные желания «Я хочу»;
- ребенок может проявлять сочувствие, сопереживание в общении с окружающими;
- возрастает интерес к сверстникам, появляется осознание своего места в группе детей;
- ребенок становится более самостоятельным, инициативным;
- для данного возраста характерно повышение общей эмоциональной возбудимости, что приводит к страхам и проявлению агрессии.
Свобода поведения детей трех – пяти лет не исключает привития им знаний основ безопасного поведения в помещении и на улице.
Статьи по теме
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
Полезные статьи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу
Узнайте цену услуг:
Узнай цену консультации
"Да забей ты на эти
дипломы и экзамены!”
(дворник Кузьмич)