Процедура изучения личности

Требования к личностным результатам обучения включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностное и гражданские позиции деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Таким образом, данный стандарт является критерием эффективности обучения для развития личности ребенка, а чтобы оценить влияние обучения на личностный рост конкретного школьника, необходимо изучить его личность в данный момент с помощью психодиагностических методик и на основе полученных данных составить психологическую характеристику на неё.

В соответствии с принципами психологии сначала определяют общую схему (структуру) изучаемых личностных свойств, а уже потом подбирают соответствующие методики. Попытки применить наобум модные, иногда экзотические методики вне связи с заранее намеченными для изучения свойствами личности чреваты отрицательными последствиями и противоречат законам изучения психики.

К сожалению, такая порочная практика иногда встречается, она напоминает собою такую тупиковую ситуацию, когда «телегу ставят впереди лошади, надеясь побыстрей доехать до нужного пункта». Проблемным является вопрос о выборе для изучения, а следовательно, и для формирования из огромного числа личностных свойств ребенка только тех, которые необходимы для успешной учебы, положительного социального самочувствия ребенка и для будущего гражданина своей Родины.

В данном случае ориентиром для выбора системы значимых личностных качеств ребенка является вышеописанный стандарт, в соответствии с которым целесообразно выделить качества, включающие:

  • отношение (мотивацию) к учебе;
  • креативность («умение учиться»);
  • достижения в учебе;
  • поведение (поступок);
  • статус в общении (социабельность);
  • творческий потенциал (достижения в различных сферах жизнедеятельности);
  • мироощущение (образ мира);
  • социальное самоопределение («Я – образ в этом мире»);
  • духовно-нравственные качества (представление о свободе, идеал, проблемное поле, оценка «среды обитания»).

Указанные качества взаимосвязаны и отражают школьника как субъекта учебной деятельности, общения, социализации и обращенности в будущее. Следовательно, и структура психологической характеристики должна отразить субъектные качества ребенка.

Для диагностики состояния выбранной нами системы личностных качеств (условно –структуры личности) можно использовать многократно апробированные авторами следующие методики:

  1. Анкету экспертных оценок успешности жизнедеятельности ребенка в школе.
  2. Опросник креативности («умение учиться»).
  3. Опросник по изучению мироощущения, социального самоопределения, духовно нравственной сферы.
  4. Собственные наблюдения и беседы студента-практиканта с испытуемым.

Выбрав ученика для изучения, постарайтесь вызвать у него интерес и готовность к психологическому обследованию, что обеспечит получение достоверных данных о его личности. Покажите полезность познания своих психических потенциалов для жизнедеятельности школьника не только в данное время, но и на будущее. Главное, чтобы процедура обследования вызвала хорошее настроение («положительный психотерапевтический эффект»).

В отдельных случаях можно доверить самообследование дома, предварительно тщательно ознакомив ученика с инструментом по каждой методике

Напомним, что экспертные оценки успешности ученика приводят лица, хорошо знающие его. Ориентиром для логически обоснованного использования результатов психологического обследования может служить предложенная «Структура психологической характеристики личности школьника».

Структура психологической характеристики личности школьника:

  1. Общие сведения (ФИО, класс, возраст, семейное положение и др.).
  2. Психологический статус в школе: мотивация и успешность учебной деятельности;  умение самостоятельно добывать знания («умение учиться»); поведение, поступки; общение; общие интересы, увлечения, творческий потенциал.
    Оценка успешности школьника как субъекта деятельнсоти, общения и отношений.
  3. Духовно-нравственные качества: структура мироощущения (образа мира); социальное самоопределение – личностная, профессиональная, коллективистическая; содержание представлений о свободе, идеале; характер проблемного поля; восприятие окружающей социальной среды. Оценка социально-психологической зрелости личности.
  4. Общий вывод о личностном и деятельностном статусе.
  5. Психолого-педагогические рекомендации (советы психолога развивающейся личности).

После написания психологической характеристики рекомендуется, обсудив её с классным руководителем, школьным психологом, а в личной беседе со школьником тактично предложить ряд советов по самосовершенствованию. В этом случае можно воспользоваться «Советами психолога развивающейся личности».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)