Психоанализ К. Юнга. Учение о коллективном бессознательном

На основе сказанного нетрудно понять и имманентную логику развития психоанализа как течения, которую можно увидеть, если сравнить установки Фрейда с основными принципами аналитической психологии Карла Юнга ( 1875— 1961), которую сам автор называл также и глубинным психоанализом.

В биографии Юнга немало схожего с биографией Фрейда: закончил он медицинский факультет университета в Базеле, потом (1905 г.) работал в психиатрической клинике в Цюрихе у Блейера; затем стал приват-доцентом университета в Цюрихе, где читал лекции по психиатрии.

В 1907 г. познакомился с Фрейдом, с 1909 г. до 1913 г. был президентом Международного психоаналитического общества, которое было создано им совместно с Фрейдом; в 1913 г. произошел разрыв с Фрейдом и вдохновленным им психоаналитическим движением, отказ от преподавания и обращение к частной практике — вплоть до 1916 г., когда он сам организует Психологический клуб.

С 1920 г. начинаются его заграничные путешествия, связанные с тем, что у Юнга сложились определенные представления о человеческой психике, которые нужно было проверить: с этой целью он посещает Алжир, Тунис, Сахару, Мексику, Кению, Индию, Цейлон. В 1933 г. Юнг становится президентом международного психотерапевтического общества. В 1948 г. в Швейцарии организуется Институт Юнга.

В двух названиях его концепции, которые были упомянуты выше, выражены два компонента его разновидности психоанализа.

Название «аналитическая психология» связано с методом, с созданной им техникой ассоциативного эксперимента, смысл которого состоит в том, чтобы выявить перцепции, апперцепции, ассоциации, словарное оформление и моторное проявление психики.

Название «глубинный психоанализ» связано главным образом с юнговской концепцией архетипов коллективного бессознательного, которые, по мнению Юнга, образуют основу психики человека.

Сам Юнг упоминает о начальной связи его гипотезы коллективного бессознательного с понятием сверх-Я, которое появляется в поздних работах Фрейда.

Однако здесь с самого начала есть разница: сверх-Я у Фрейда — это идеал Я, что-то вроде регулятивного принципа неокантианцев: ты должен быть таким, как отец, или ты не смеешь быть таким, как отец; сверх-Я у Фрейда — это наследник эдипова комплекса, некая выжимка биологии и судьбы человеческого рода, которые превращены в психике человека в религию, мораль и социальное чувство.

Но самое главное состоит в том, что они существуют в общем составе психики человека как идеал. У Юнга прежде всего, нет акцента на изначальной сексуальности человека, которая филогенетически сублимирована в религии и морали.

И то, и другое, по его мнению, суть непосредственная душевная данность, итог архаического познания природы, ассимилированный душою опыт внешней и внутренней жизни, выраженный в символической форме. Таковы и все мифологические темы.

Как считает Юнг, «… наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества».

При этом можно предположить, что коллективное бессознательное у Юнга связано не с объективированном в наличной культуре составом прошлого знания (сознания), не с историей за спиной индивида — это свойство «всего человечества как некоего общего целого».

Отсюда ссылки Юнга на содержание снов чистокровных негров, в которых повторяются образы, встречающиеся в совсем других культурах, с которыми эти негры ни прямо, ни косвенно не контактировали.

Отсюда, видимо, следует вывод, что следует провести различие между концепцией психики, духа у Юнга и культурологическими, в стиле Дильтея или В. Гумбольдта: у последних психическое существует не как особая субстанция, непрерывная целостность которой проявляется в тождестве содержания индивидуальных сознаний и подсознательного, а в материи языка (действительной речи) и культурных образований (тексты, картины, архитектурные сооружения), которые, будучи опосредованы языковыми терминами, усваиваются отдельными индивидами и только так становятся их общим достоянием.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное существует как таковое изначально прежде всего в образно-чувственной форме; поэтому оно открывается индивиду непосредственно и даже чаще всего непроизвольно (например, во сне).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)