Проблемы реализации прав человека в РФ

Юридической базой для всей системы права являются конституционные права и свободы, подлежащие особой защите государства. Именно они составляют стержень правового статуса индивида, от которого исходят возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для его жизнедеятельности. Являясь высшей ценностью, права и свободы человека требуют не только юридического закрепления, но и эффективной реализации, ведь они имеют смысл и ценность, только если реализуются.

Существенной проблемой, связанной с теоретическим осмыслением прав человека с точки зрения потенциального и действительного права, является анализ их практической реализации. Именно возможность практического осуществления прав человека подтверждает реальность законодательных норм, обеспечивающих должный уровень жизни каждого члена общества и государства в целом.

Защиту и обеспечение личных и социально-экономических прав граждан С. А. Авакьян рассматривает в качестве ключевого индикатора реализации положений Конституции Российской Федерации1. По верному замечанию Э. Н. Примова, главным критерием истинного демократизма и гуманизма конституции является степень защищенности прав и свобод личности.

Материальное и духовное развитие отдельного гражданина, общества и государства возможно лишь там, где человек является высшей ценностью, а его права и свободы – главным назначением государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан должны рассматриваться как обязанности государства.

И как следствие данного положения, в условиях современной России особое значение имеет реализация личных и социально-экономических прав, обеспечивающих достойную жизнь и гармоничное развитие человека. Ключевая роль в осуществлении данной деятельности принадлежит государству, которое располагает для этого целой системой институтов, а также необходимыми полномочиями.

Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.ст. 1 и 7) провозглашает Россию демократическим правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Обязательными признаками, отличающими социальное государство от иных, являются конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.

И, как считает Е. Г. Лукьянова, права и свободы человека, их защиту необходимо обеспечить на этапе законодательствования. В противном случае работа иных звеньев механизма защиты и реализации прав и свобод граждан будет неэффективной либо вообще парализованной1. Таким образом, чтобы обеспечить реализацию права, необходимо законодательно закрепить нормы, которые бы были направлены на его защиту.

Конституционными обязанностями государства в социальной сфере и одновременно основными направлениями социальной политики являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

В экономической сфере в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1. ст. 8 Конституции РФ), признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2. ст. 8 Конституции РФ), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ).

В то же время на современном этапе реализация личных и социально-экономических прав человека в Российской Федерации представляет одну из актуальных и сложных проблем. Еще в 1970-х гг. Л. С. Явич писал: «право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации».

Реализация права представляет собой правореализационную деятельность, охватывающую процессы правотворчества, исполнения конституций, законов и подзаконных актов, правоприменения и официального толкования, процедуры контроля над деятельностью государственных органов.

В юридической науке непосредственная реализация норм права может быть выражена в различных формах: использование, исполнение, соблюдение и применение. Однако, как замечает С. С. Кузакбердиев, сводить процесс реализации правовых норм только к указанным формам не следует, так как последние выражают осуществление не всех, а только определенных разновидностей нормативных установлений.

По мнению О. В. Белянской, реализация права может быть рассмотрена в двух аспектах: во-первых, следование праву со стороны органов государства и должностных лиц, а во-вторых, осуществление права в поступках граждан, деятельности их организаций и объединений.

В обоих случаях речь идет об установлении правопорядка, для которого недостаточно простого наличия правовых норм и суть которого, как утверждает В. В. Лазарев, состоит в том, что на основе права складываются реальные общественные отношения. При этом российская правовая теория связывает реализацию права преимущественно с поведением граждан, в том числе с активной деятельностью самой личности.

Законодатель, определяя модель реализации правовой нормы, закрепляющей права человека, во многом ориентируется на возможность непосредственного их использования личностью. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией Российской Федерации непосредственно действующими независимо от того, существуют законодательные акты, призванные определять механизм и процедуры для их наиболее полного осуществления, или еще нет.

Гражданин вправе свободно выбирать способ реализации прав, соответствующий его интересам и возможностям, и непосредственно осуществлять принадлежащие ему права, если закон не требует правоприменительной деятельности компетентных органов. Между тем реализация права зависит от многих факторов, и в первую очередь от тех, кто творит право, в связи с этим реализация права в юридической науке определяется неоднозначно: как процесс, результат, воплощение правовых требований в поведении участников общественных отношений, форма правового воздействия, необходимый этап правового регулирования.

При существующем разнообразии мнений О. В. Белянская выделяет две точки зрения на реализацию права. В первом случае под реализацией понимается определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, как воплощение этих предписаний в правомерном поведении людей; практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Иными словами, реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права как конкретное проявление процесса правового регулирования. Данное положение является наиболее распространенным и общепринятым в современной отечественной юридической литературе.

В других случаях реализация права рассматривается не только в качестве процесса или внешнего проявления процесса правового регулирования, но и в качестве его конечного результата. Иными словами, реализация права определяется как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий2.

На сегодняшний день в юридической науке выделяется несколько способов реализации конституционных прав граждан. Первым таким способом является реализация в рамках самого конституционного статуса, то есть без дополнительной их конкретизации и без связи с личным трудовым вкладом человека. Например, пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Второй способ – реализация основных прав, свобод и обязанностей путем конкретизации, когда объектами соответствующих прав являются блага, практическое использование которых ставится в прямую зависимость от тех или иных условий и обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Так, например, конституционное право на материальное обеспечение может быть реализовано лишь в строго установленных самой Конституцией случаях: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и в иных случаях, установленных законом.

Завершает данный способ реализации «доведение» конституционного статуса до конкретной жизненной ситуации, то есть до необходимости оформить требуемые документы. Иными словами, реализация конкретного конституционного права обеспечивается нормами того или иного отраслевого законодательства, целью которого является создание простых, удобных и эффективных правовых правил реализации конституционных прав, свобод и обязанностей, их защиты в административном и судебном порядке.

Третий способ реализации конституционных прав, свобод и обязанностей обычно относят к гарантиям их осуществления1. Под гарантиями основных прав, свобод и обязанностей следует понимать те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и охрану для каждого гражданина и человека. Иначе говоря, гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав, свобод и обязанностей.

Конституция Российской Федерации определяет также юридические гарантии, к которым относит:

  • право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ);
  • право на судебную защиту своих прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ);
  • право на юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ);
  • право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (ст.ст. 49, 50, ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 54 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
  • право на возмещение вреда (ст. 53 Конституции РФ);
  • право на обращение в международные органы по защите прав человека и гражданина (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ), то есть в такие наднациональные органы, как Европейский Суд по правам человека и др.

Следовательно, конституционного закрепления прав и свобод человека недостаточно, государству необходимо установить контроль над реализацией прав граждан и обеспечением гарантий их осуществления. Обозначенные способы реализации прав и свобод граждан составляют механизм защиты прав и свобод человека, создаваемые национальными внутригосударственными нормами институты.

Исходя из данного набора гарантий прав граждан и практики их реализации, мы можем выделить еще одну проблему, существующую в современном российском обществе, – низкий уровень правовой культуры граждан, незнание ими своих прав и способов их защиты.

Как отмечает К. А. Антипьев, проблема реализации прав граждан заключается в том, что граждане наделены правами, но воспользоваться ими в силу ряда причин либо не могут, либо не хотят. Автор связывает это с состоянием политической и правовой культуры граждан, которые не в состоянии делать ответственный выбор.

Реализация прав личности представляет собой сложное и многогранное явление, включающее в себя не столько деятельность правоприменительных органов, сколько активную деятельность самой личности. Законодатель, определяя модель реализации правовой нормы, закрепляющей права человека, во многом ориентируется на возможность непосредственного их использования личностью.

Гражданин вправе выбирать способ реализации своих прав, соответствующий его интересам и возможностям, и непосредственно осуществлять принадлежащее ему право, если закон не требует правоприменительной деятельности компетентных органов.

Таким образом, реализация прав и свобод в самом общем виде есть практическое использование закрепленных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего личность получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения своих и, в определенной степени, общественных интересов и потребностей. При этом реализацию субъективного права следует рассматривать и как процесс достижения результата, и как итог – реальное обретение личностью конкретного блага.

Следовательно, успешное осуществление целей социальной и экономической политики есть предпосылка для дальнейшего расширения и совершенствования системы личных, социальных и экономических прав. Полноценная социальная защита разно- образных социальных групп может быть обеспечена существенно различающимся набором предоставляемых им прав.

Несмотря на экономические сложности, Российское государство не отказалось от целей, провозглашенных Конституцией, и наглядным примером их конкретизации являются программные документы, разрабатываемые Правительством Российской Федерации, основными задачами которых являются переориентация социальной политики на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие, а также создание специализированных органов защиты прав и свобод граждан – Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка или Уполномоченного по правам предпринимателей.

В данных документах определены не только меры по совершенствованию и развитию социальной сферы, но и, что особенно важно, векторы нормотворческого регулирования социальных проблем. Вместе с тем в них намечена концепция общественного развития, они создают в массовом сознании представление о целях и задачах государственной власти, о методах управления и путях разрешения социальных проблем. Тем не менее установления нормативных основ правового регулирования недостаточно, чтобы вести речь о сильной социальной политике, понимая под ней комплексную, научно просчитанную и обоснованную систему мер.

В настоящее время в Российской Федерации разработана Стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 года1, направленная на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами.

Достижение этих целей возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным уровнем участия государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также путем обеспечения социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры.

Среди социально-экономических прав важное место занимают права и свободы в сфере труда и занятости. Обычным явлением стало уклонение частных компаний от перечисления по установленным нормам средств в социальные фонды и на накопительные пенсионные счета граждан. Охрана труда пока еще находится на низком уровне.

Из-за несоответствия установленным требованиям условий и организации труда имеют место многочисленные факты профессиональных заболеваний, травматизма и гибели людей. В то же время на практике работники и профсоюзы не обладают возможностями для эффективной защиты своих прав и интересов.

Возникает вопрос об обеспеченности прав и свобод, поскольку сущность обеспечения прав граждан заключается в том, что это объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, как необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение, есть функция государства.

Природа той или иной функции влияет на формирование механизма реализации этой функции. Анализ работ указанной проблематики позволяет утверждать, что дефиниция «механизм обеспечения прав и свобод человека» еще не получила широкого распространения.

В рамках характеристики этого механизма и его аспектов можно отметить научные исследования таких ученых-теоретиков, как В. Л. Бутылин, А. С. Мордовец, Ю. В. Анохин, которые внесли значительный вклад в изучение данной темы. Так, например, социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина предложен А. С. Мордовцом как «система международных и национально-государственных средств, правил, процедур, гарантирующих уважение и условия достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех ее прав и свобод».

По мнению О. В. Белянской, механизм осуществления прав личности включает реализацию в форме правоприменения и в форме непосредственной реализации. Следовательно, реализация прав и свобод человека и гражданина должна исходить не только из юридического закрепления нормы права или возможности получения защиты прав государственными органами и должностными лицами, но и от участия граждан в непосредственной реализации их личных прав и свобод, проявления ими активной гражданской позиции. Например, на местном уровне социально-экономические права реализуются посредством потребления гражданами муниципальных услуг и проявления общественной инициативы.

Таким образом, реализация прав и свобод граждан должна начинаться с этапа законодательствования, чтобы закрепление нормы в законе могло стать инструментом обеспечения и защиты прав и свобод граждан. Наиболее уязвимыми граждане Российской Федерации оказываются при реализации своих прав в социально-экономической сфере, поскольку жизнеобеспечивающие вопросы сосредоточены в основном в ней.

При этом не упускаются из вида государственная жизнь и межнациональные отношения, столь актуальные на современном этапе развития федеративного устройства Российского государства.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)