Процедура, стратегии и типы вмешательства в индивидуальном психологическом консультировании

Запрос на индивидуальное психологическое консультирование возникает вследствие осознания человеком наличия некоторой проблемы (противоречия) или испытываемой неудовлетворенности ситуацией (либо конкретной, либо ситуацией жизнедеятельности в целом). Несмотря на разнообразие запросов различных клиентов, выделяются типичные стадии процесса консультирования:

  • начало работы, когда решается задачи по установлению контакта, информированию клиента об организационных аспектах взаимодействия, снятию его напряженности;
  • вводная беседа, когда клиент дает о себе некоторые первоначальные сведения;
  • определение имеющихся проблем — это стадия, когда в процессе исповеди и обсуждения клиентом собственной жизненной ситуации выявляются его реальные проблемы;
  • работа с чувствами, когда основное внимание уделяется желаниям и потребностям клиента, проявляющимся через различные чувства; их регулирование, эмоциональная разрядка создают предпосылки для перехода к стадии поиска решений;
  • поиск возможных решений; смысл данного этапа заключается в том, чтобы найти максимальное число альтернативных вариантов разрешения ситуации;
  • согласование плана действий, когда консультант и клиент совместно разрабатывают приемлемый и реалистичный план действий;
  • реализация плана; это стадия, на которой задачей консультанта является поддержка клиента в его начинаниях, создание условий для снятия тревоги в связи с реализацией изменений, а также создание условий для завершения взаимодействия.

Как видно из приведенного алгоритма взаимодействия, консультирование осуществляется в процессе беседы. Именно этим обусловлены требования к личности консультанта и основным его навыкам. Обобщение многочисленных источников, посвященных консультированию, позволило составить достаточно
обширный список личностных особенностей, которые рассматриваются как необходимые, хотя и не всегда достаточные условия успешного консультационного взаимодействия. В этот список Ф. Бурнард, например, включает эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность, открытость, позитивное отношение к клиенту, конкретность, чувство юмора, чувство трагичности бытия, развитое самосознание.

Б. Шапиро, опираясь на требования к подготовке консультантов Британской ассоциации консультантов, в перечне профессионально важных качеств консультанта упоминает самосознание, зрелость и стабильность, способность использовать и осознавать житейский опыт; способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами; способность выстраивать отношения помощи; способность быть самокритичным. Немаловажную роль в эффективности консультирования играет и совпадение ценностей консультанта и клиента.

Наряду с этим, в числе необходимых навыков консультанта упоминаются:

  • навыки слушания, увязывающие в единый контекст лингвистические, паралингвистические и невербальные аспекты взаимодействия;
  • навыки предоставления информации, оптимизирующие самораскрытие со стороны консультанта в процессе его взаимодействия с клиентом;
  • навыки предложения советов, снижающие риск, возникающий при навязывании консультантом оценочных суждений и торможении за счет его собственной активности развития клиента, формировании его зависимости от консультанта;
  • навыки, позволяющие разговорить собеседника и обеспечивающие развитие беседы, самораскрытие клиента;
  • навыки провоцирования, обеспечивающие клиенту возможность взглянуть на ситуацию с иной позиции;
  • навыки оказания поддержки, обеспечивающие клиенту ощущение заботы и защищенности в его поисках собственного пути, обусловленного решением определенных им самим проблем.

Перечисленные личностные особенности, способности и навыки являются предпосылками для эффективного консультационного взаимодействия. Однако не менее существенную роль в деятельности консультанта играют знания того, как решать проблемы, в том числе, стратегий и применяемых воздействий. Остановимся на этом подробнее.

Если исходить из того, что консультативный запрос связан с поиском способов разрешения определенного жизненного противоречия, реально значимого для клиента, то результат может быть достигнут благодаря изменению самой ситуации; изменению себя для адаптации к ситуации; выходу из ситуации; нахождению способа жить с этой ситуацией.

В реальности конкретные ситуации не всегда предоставляют возможности для реализации всех позиций из приведенного списка. В редких случаях достижение желаемого (в рамках возможного) осуществляется за счет реализации в чистом виде одной из стратегий. Кроме того, для выбора стратегии немаловажен фактор индивидуального стиля работы с проблемами, поскольку каждый из участников консультационного взаимодействия имеет свой стиль, в той или иной степени сходный со стилем другого.

Поясним это положение, опираясь на авторитетное мнение Р. Акоффа и Ф. Эмери, специалистов в области управленческих решений, поскольку выработка решения в процессе консультирования — ключевой момент данного вида психологической помощи. В общем виде Р. Акофф и Ф. Эмери рассматривают проблемную ситуацию как некое целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид, испытывающий сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние. Выходом из положения, по мнению этих авторов, может быть как устранение проблемы путем изменения устремлений индивида, так и выбор из множества доступных действий того, которое в соответствии с имеющимися у оказавшегося в проблемной ситуации субъекта критериями в большей степени принесет ему состояние удовлетворенности.

Таким образом, в конкретном случае, имея идентичный образ проблемной ситуации, различные субъекты по-разному могут увидеть сущность проблемы: кто-то — в необходимости изменения собственной позиции, кто-то — иным образом. Возможно и сочетание этих двух подходов.

В этом контексте рефлексия консультантом собственного стиля работы с проблемной ситуацией, наряду со знанием возможных стратегий, позволит ему бережно, но одновременно и эффективно способствовать процессу поиска конкретных решений.

Инструментом деятельности консультанта, наряду с рефлективным слушанием, выступают и различные вмешательства. Ф. Бурнард, ссылаясь на Д. Хирона, приводит перечень вмешательств, которые предполагают различную степень контроля ситуации со стороны консультанта. Д. Хироном выделяются информативные (предоставляющие клиенту информацию1), предписывающие (фокусирующиеся на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия), конфронтационные (ориентированные на осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения), катартические (провоцирующие выход подавляемых болезненных эмоций), каталитические (ориентированные на самопознание, научение, решение проблем) и поддерживающие (поддерживающие значимость и ценность клиента, его качеств, установок и поступков) вмешательства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)