Принципы и правила управления конфликтными ситуациями

Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя, но главное – не допускать острых конфликтных ситуаций. Такая стратегия способствует оздоровлению нравственной сферы в школе. Для реализации данного принципа учителю целесообразно соблюдать следующие правила профилактики конфликтных отношений.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Случается, что молодой учитель за каждым острым актом поведения детей видит только отрицательные мотивы и этим еще усугубляет конфликтность ситуации. А оказывается , что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении. Вот типичный пример. Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. Кроме того, учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!» Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством. При разбирательстве выясняю, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала.

Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг… Правило 2. Тщательно готовьтесь к педагогической работе, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д.

Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, правильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками. До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откровенно нерабочая.

Более эффективный способ – второй. Это относительно молодой метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности. В умении применять опосредованный способ воздействия и состоит профессионально-психологическая подготовка учителя.

Интересно
Случается, что для решения конфликтной ситуации учитель сначала выбирает первый, прямой способ воздействия, но, убедившись в его безрезультатности, по ходу перестраивается и применяет второй, опосредованный, способ, дающий, как правило, положительный эффект. Приведем пример из практики.

…Ученица 3-го класса Таня М., упрямая, себялюбивая девочка, пришла в школу с сережками. Учительница сказала ей (при всех), что сережки не к лицу ученице, тем более, что они ей не идут. Но Таня сказала, что сережки – это подарок крестной матери и она будет их носить . На другой день учительница повторила свое требование, тогда Таня спряталась под стол и все 4 урока там просидела. На второй и на третий день она повторила то же.

Тогда учительница попросила Таню дать ей примерить сережки. Был сделан вывод, что учительнице сережки очень идут. Это же подтвердили и дети. Учительница сказала: «Может, Таня , ты мне подаришь их?» Таня расцвела и сделала это с удовольствием. Через несколько дней учительница сняла украшение и передала его родителям Тани…

В практической работе приходится сочетать два способа воздействия в соответствии с поставленными задачами и сложившимися конкретными условиями. Стратегию применения двух описанных способов воздействия верно определил А.С. Макаренко.

На поворотных этапах развития личности и коллектива (в начале организации деятельности, привития кардинально новых целей) А.С. Макаренко рекомендовал прямо и четко предъявлять педагогические требования и к личности, и к коллективу , а затем переходить на опосредованный способ воздействия.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности

Важное средство формирования личности школьника – педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении. Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др., изменяет человека к лучшему.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:

  1. Положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку.
  2. Неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки.
  3. Глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования.
  4. Глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к учебе.

Наиболее целесообразны:

  • парциальная положительная оценка, так что в итоге личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;
  • парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей.

Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны , при условии что они даются с учетом конкретных обстоятельств. Так, если ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе и творчеству и т.д. – можно объявить с указанием имени об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т.д. Если ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника. И в первом, и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.

Не всякая работа в коллективе по существу своему коллективная. В группе часто бывают задания по индивидуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений. Другое дело – задание, которое потребует от них объед инения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированными не на себя, а на достижение общего успеха.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных будничных дел. В таких небольших отрядах (2–5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались важные организационные качества человека – способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива.

Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;
  • нужен специальный дидактический и учебный материал (книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.д.), с которыми школьники могли бы работать самостоятельно.

Преподаватель должен настроить группу на активный творческий коллективный поиск. Подсчеты ученых показывают, что введение формы коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно увеличивает количество деловых общений в коллективе, при этом значительно расширяются взаимопомощь, доброжелательность: одни оказывают помощь добровольно, а другие принимают ее охотно.

Однако педагогу надо исключать условия, при которых можно паразитировать за счет других. Если ни один школьник не отлынивает от дела и не прикрывается успехами своих товарищей, значит группа – зрелый трудоспособный коллектив.

Процесс формирования личности более интенсивно можно продолжить в рамках общественно-организационной, трудовой, спортивной, культурно-массовой деятельности. Опираясь на передовую форму организации людей – совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение таких важных вопросов, как оказание взаимопомощи в учебе, формирование групп и трудовых отрядов на летний и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организация разновозрастных отрядов по месту жительства, шефство над малышами.

Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении

Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками. Рекомендуется заранее , например при подготовке к уроку, готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться. Таким образом, предлагая студенту педагогические ситуации, мы ориентируем его на то, что сначала надо решать задачу предупреждения конфликтных ситуаций, а уж потом находить пути успешности выхода из случившегося.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)