Производственные факторы

К производственным следует отнести следующие факторы:

  • формирующие качество продукции;
  • формирующие цену продукции;
  • управляющие.

В связи с приоритетностью качества как слагаемого конкурентоспособности основными следует признать факторы, влияющие на качество продукции на стадии производства. К ним относятся сырье, технология, конструкция. Подробно эти факторы изучаются в курсах товароведения.

К ценообразующим факторам следует отнести стоимость сырья, трудоемкость технологического цикла, сложность конструкции, объем производства, прибыль, отчисления и др.

Эти факторы изучаются в экономических дисциплинах, например в такой, как «Цены и тарифы».

Управленческие факторы позволяют эффективно задействовать качество и цены.

Американской маркетинговой фирмой «А. С. Нильсен» в 1970-х гг. была проведена оценка конкурентных возможностей производственной фирмы с помощью простой семантической шкалы: «выше средней», «средняя» и «ниже средней».

Производственные возможности по данной методике оценивались по трем показателям: 1) оборудование и персонал; 2) сырьевые ресурсы; 3) инженерно-технические знания и опыт персонала.

Например, по первому показателю оценка «выше среднего» выставлялась при следующем условии: освоение нового изделия может быть организовано на базе существующего оборудования; используются незагруженные производственные мощности; не требуется дополнительного персонала.

Если было нужно значительное количество дополнительного оборудования, укомплектование штата новым персоналом, а имеющийся должен пройти переподготовку, то фирма получала оценку «ниже среднего».

За прошедшие десятилетия уровень управления предприятием значительно возрос, а система оценочных показателей существенно усовершенствовалась.

Во многих странах мира, в том числе и в России, стала использоваться система показателей оценки организации любой сферы деятельности (производства и услуг), именуемая «Критерии премии по качеству». Эта модель позволяет оценить деятельность организации по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

В основу модели премии заложены принципы всеобщего управления качеством: ориентация на потребителя; осознание и выполнение руководством роли лидеров в работе по качеству; установление партнерских взаимоотношений с поставщиками и потребителями; нацеленность на постоянное совершенствование; системное управление процессами; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.

Модель премии включает две группы критериев:

  • первая группа характеризует, как организация добивается результатов в области качества и конкурентоспособности, что делается для этого («возможности»);
  • вторая группа характеризует, что достигнуто («результаты»).

Отечественная модель премии (рис. 30) в области качества разработана на основе Европейской премии по качеству.

Оценка критериев производится по 1000-балльной шкале. Хотя номенклатура ограничена девятью критериями, анализ деятельности организации производится более детально.

Каждый из критериев оценивается по многочисленным под-критериям: например, критерий «удовлетворенность потребностей» детализируется на 24 основные подкритерия.

В данной главе рассматривается сущность первой группы критериев — «возможности», которые позволяют оценить, насколько организация готова к эффективной деятельности в области качества и конкурентоспособности продукции. Рассмотрим кратко эти критерии.

Критерий «лидирующая роль руководства». Никакое ответственное дело не будет выполнено с максимальным эффектом, если люди, которые отвечают за его реализацию, не возьмут на себя лидерских функций.

В подтверждение данного положения можно привести фрагмент номенклатуры критериев, по которым определялся рейтинг управляющих торговыми розничными сетями: креативность (способность генерировать идеи), стратегическое мышление, умение создавать управленческую команду, деловая репутация и др.

Данный критерий позволяет оценить, как поведение и действия администрации вдохновляют коллектив организации на решение задачи по повышению качества и конкурентоспособности товаров.

Выдающийся деятель в области контроля качества продукции Д. Джуран неоднократно отмечал в своих работах, что только 15% несоответствий качества происходит от ошибок рабочих, остальные 85% объясняются плохим управлением со стороны администрации.

При оценке критерия обращается, в частности, внимание на то, как руководители доводят до персонала цели, задачи и принципы работы.

Для решения проблемы качества и конкурентоспособности надо уметь объяснить политику в области качества и донести это до каждого члена коллектива в максимально доступной форме.

Оценка организации по данному критерию предусматривает также анализ участия руководства в работе с поставщиками, потребителями и другими организациями.

Критерий «персонал». Он также посвящен роли человеческого фактора в формировании качества и конкурентоспособности продукции.

Оценка критерия должна показать, как организация использует и развивает потенциал своих работников, совершенствуя управление персоналом.

В организации должен быть создан такой климат, чтобы конкурентоспособность продукции стала не только формальной целью деятельности, но и настолько увлекла коллектив, что стала бы главной ценностью, священным понятием для каждого работника.

Средством реализации политики в области качества является эффективный мотивациониый механизм обеспечения качества труда.

Он включает два взаимосвязанных аспекта: методы оценки качества труда различных категорий работников; набор средств экономического и морального стимулирования.

Критерий «политика и стратегия». Высшее руководство определяет стратегию деятельности организации, в частности направления работ по достижению конкурентоспособности продукции. В организациях, где действует система качества, эта стратегия фиксируется (причем в сжатой форме) в таком основополагающем документе, как «Политика в области качества».

Политика может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия (например, постоянно занимать лидирующее положение на конкретном рынке в части технического уровня конкретного наименования продукции) или как долгосрочная цель (например, расширить к 2007 г. за счет повышения технического уровня объем реализации продукции на внешнем рынке не менее чем в пять раз).

В организациях с действующей системой качества носителями планов в области качества и конкурентоспособности являются программы качества. Они в виде подпрограмм составляются по отдельным направлениям деятельности.

Если рассмотренная выше «Политика в области качества» содержит стратегию деятельности предприятия, то конкретные подпрограммы составляют его тактику в области качества.

Они создаются в результате анализа рынков сбыта и состояния производства (его узких мест). В планах следует предусматривать сравнение показателей качества объема продаж с соответствующими показателями конкурентов.

Программы качества должны, по существу, отвечать на три взаимосвязанных  вопроса: что производить? как производить? как наилучшим образом  организовать производство того, что нужно? Оптимальный ответ на эти вопросы позволяет спланировать рентабельное производство конкурентоспособной продукции.

Критерий   «процессы,   осуществляемые   организацией».  Этот   критерий позволяет определить, как организация управляет, анализирует и улучшает свои процессы.

Для предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции, управление процессами должно обеспечивать условия выживания: лучшее, чем у конкурентов, качество продукции при меньших затратах; гибкую технологию, позволяющую оперативно перейти на выпуск новой продукции; оперативный резерв в повышении производительности труда и увеличении объема производства; стабильность качества продукции за счет систематического контроля параметров технологического процесса и показателей качества продукции (сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей, готовой продукции).

Критерий «партнерство и ресурсы». Этот критерий позволяет оценивать отношения предприятия со своими поставщиками и потребителями, которые должны строиться по принципу: вместе сделаем, вместе выиграем.

Кроме того, он предусматривает проверку управления финансовыми ресурсами, закупками, интеллектуальной собственностью, информационными ресурсами, зданием, оборудованием и другим имуществом.

Оценку своих конкурентных возможностей для сравнения с другими предприятиями фирма может произвести, прибегая как к качественному, так и к количественному анализу.

Одним из методов качественного сопоставительного анализа является сравнение предприятий с помощью многоугольника конкурентоспособности. Он дает наглядную картину того, по каким показателям фирма лидирует, по каким — отстает.

Очень эффективным методом количественного анализа возможностей предприятия является самооценка по критериям премии по качеству (см. 9.4).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)