Программа-конкурс 100 лучших товаров России
Рассматриваемая Программа получила название «100 лучших товаров России» по числу центров стандартизации и метрологии бывшего Госстандарта России, которым отводилась роль организаторов работы на местах.
Организаторами конкурса являются Ростехрегулирование, межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», редакционно- информационное агентство «Стандарты и качество».
Конкурс предусматривает как общие цели (содействие насыщению рынка России конкурентоспособной отечественной продукцией, поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества отечественной продукции и пр.), так и специфические. К последним относятся:
- привлечение внимания государственных и иных структур к необходимости выполнения основных требований общества: защита окружающей среды, безопасность, сохранение энергии и естественных ресурсов;
- усиление мотивации к участию предприятий в конкурсе на премию Правительства РФ в области качества.
Программа осуществляется в два этапа:
- проведение региональных конкурсов лучших товаров;
- определение и утверждение итогового перечня 100 лучших товаров России по результатам работы региональных конкурсных комиссий.
В соответствии с методическими рекомендациями (27) в номинации «Товары народного потребления» оценку на региональном уровне производят по десяти критериям.
- Уровень потребительских свойств (технический уровень) в сравнении с отечественными аналогами (1—10 баллов).
- Уровень органолептических свойств в сравнении с зарубежными аналогами.
- Уровень социальной конкурентоспособности (цена в сравнении с аналогами и доступность) на российском рынке (1—10 баллов).
- Наличие (отсутствие) экспертно подтвержденных претензий со стороны потребителей, государственных контролирующих органов, закупочных организаций (0; 10 баллов).
- Положительная реакция потребителей, закупочных организаций (1—10 баллов).
- Доля (в %) использования российского и регионального сырья и материалов (1—10 баллов).
- Уровень стабильности показателей качества (1—10 баллов).
- Уровень эффективности маркетинговой политики, управления конкурентоспособностью (1—10 баллов).
- Соблюдение (несоблюдение) требований к информации для потребителей (0; 10 баллов).
- Дизайн, эстетические свойства продукции, упаковки (1—10 баллов). Окончательная оценка товара дается по итоговому баллу. В 2001 г. номенклатура Критериев была уточнена.
С 1999 г. при определении дипломантов и лауреатов на федеральном уровне в процессе комплексной экспертизы стали использовать «Универсальную методику стратегической оценки состоятельности товара», созданную в Академии проблем качества и получившую в 1999 г. свидетельство Роспатента.
Эффективность методики подтверждается следующим фактом: сравнение экспертной оценки по 60 товарам, выполненной в регионах, и оценки с помощью методики показало совпадение почти в 90% случаев.
Основанием для такого прогноза может стать успешная деятельность товаропроизводителя в производственной, ресурсной, экологической и социальной сферах.
Характеристика производственной сферы предусматривает наличие системы качества, применение стандартизированной и аттестованной технологии, испытания в аккредитованных испытательных лабораториях, длительность и серийность производства, престижность товара для России.
Характеристика ресурсной сферы предусматривает рациональное расходование материалов, вовлечение в оборот обезвреженных вторичных ресурсов.
Характеристика экологической сферы предусматривает наличие экологического сертификата, влияние производства на сохранение окружающей среды, возможность утилизации бракованного товара и тары.
Характеристика социальной сферы предусматривает безопасность товара, объем продаж, социальную значимость товара (повышение уровня медицинского обслуживания, образования, уровня и качества жизни).
Судя по содержанию характеристик, в методике используются элементы критериев премии по качеству и производственные факторы конкурентоспособности.
Организации, товары которых стали дипломантами и лауреатами Программы, награждаются почетными дипломами организаторов Программы, получают право размещения информации в каталоге «Российское качество — 100 лучших товаров» и на информационном сайте Программы в сети Интернет, использования символики Программы в рекламных целях и размещения ее на упаковке.
Организаторы Программы оказывают содействие победителям в осуществлении их финансовых проектов, продвижении продукции на рынке, внедрении и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами.
На упаковке некоторых товаров — победителей Программы наряду с ее логотипом (нанесенным полиграфическим путем) или вместо него наносится голографическая наклейка — логотип «100 лучших товаров России» для усиления защиты от фальсификации.
В 2007 г. Программе исполнилось 10 лет. Ежегодно число участников конкурсного проекта увеличивается, возрастает и число лауреатов.
Если в 1998 г. лауреатов было 100, то в 2003 г. — 529 (в том числе 100 по малому бизнесу). Целый ряд организаций участвует в конкурсе повторно: 290 предприятий участвовали три раза; 132 — четыре; 51 — пять; 11 — шесть.
Одной из причин резкого роста числа лауреатов является проведение конкурса по пяти номинациям:
- продовольственные товары;
- промышленные товары для населения;
- товары промышленно- производственного назначения;
- народные и художественные промыслы;
- услуги.
Все более тщательно и требовательно идет в регионах отбор конкурсантов: на федеральный уровень попало немногим более 1,5 тыс.
Важнейшим элементом Программы, эффективной формой продвижения высококачественной продукции на новые рынки являются выставочно- презентационные мероприятия на региональном и федеральном уровнях, а также на выставках за рубежом.
Конкурс, подобный описанной выше Программе, также проводится на Украине с 2003 г. Речь идет о Всеукраинском конкурсе качества продукции (товаров, работ, услуг) — «100 лучших товаров Украины».
В отличие от российского конкурса он проходит под патронатом Президента в соответствии с Указом Президента и постановлением Кабинета министров Украины.
Как и в России, основным организатором конкурса является федеральный орган, занимающийся техническим регулированием, — Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
По мнению специалистов в области управления качеством, «…на сегодня это единственный профессиональный конкурс, который дает возможность потребителям сделать правильный выбор среди разнообразия товаров и услуг».
- Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу