Профессионально развивающая среда школы как фактор повышения компетенции самосовершенствования педагога

Мы учитывали важное положение принципов системного описания о том, что детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру (Б.Ф. Ломов).

За многогранностью и многоуровневостью компетенции самосовершенствования педагога находится достаточное количество его детерминант – условий, факторов, соотношение между которыми очень подвижно. «То, что в одних условиях выступает в роли предпосылки, в других – может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном, и наоборот.

Движение детерминант, их смена носят закономерный характер, являясь необходимым условием развития субъекта, его психики и поведения.

При этом сами психические явления играют роль важнейшей детерминанты биологических и социальных процессов». То есть правомерно сам процесс формирования компетенции самосовершенствования педагога рассматривать в качестве детерминанты дальнейшего личностного и профессионального роста и самореализации педагога в из- бранной профессии.

Мы считаем, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения педагогов для достижения поставленных внутришкольной системой повышения квалификации целей. В нашем исследовании под педагогическими условиями будем понимать внешние и внутренние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом – организатором педагогического практикума (а также администрацией школы), предполагающего достижение определенного результата (Н.М. Борытко).

Интересно
Анализ педагогической, психологической литературы по проблемам повышения квалификации педагога показал, что при разработке условий, непосредственно влияющих на формирование компетенции самосовершенствования педагога, важно учитывать опыт, наработанный и распространенный в педагогической теории и практике.

Профессионально-развивающая среда в рамках внутришкольного повышения квалификации представляет собой атмосферу, наделенную потенциальными ресурсами для развития профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций, включая компетенцию самосовершенствования педагога, активизирующую и стимулирующую непрерывное самообразование и самовоспитание, развитие ответственности, потребности в достижении истинного акме в избранной профессии.

Создание и поддержание традиции профессионально-развивающей среды в школе как необходимого условия, стимулирующего развитие компетенции самосовершенствования педагога требует от администрации школы понимания ее «…сложности и гетерогенности, индивидуализированного и аутентичного характера.

Обеспечение отношений, взаимопониманий в педагогическом коллективе, преобладания созидательного настроя, участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности, продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса».

Бесспорно, уровень развития профессионально-развивающей среды школы детерминирует нормы, образцы профессионального поведения, стратегии и технологии профессионального и личностного самосовершенствования каждого педагога. В
свою очередь, профессионально-личностные свойства педагога обусловливают и влияют на уровень развития, обогащения самой среды, на поддержание ее традиций и инноваций. По- этому администрация школы призвана активно и содержательно поддерживать и совершенствовать процесс создания профессионально-развивающей среды в школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)