Проектная деятельность на уроках литературы

Одной из главных задач российского образования является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность. Решение дан- ной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям нравственной морали.

Особенно ответственным периодом в формировании духовно- нравственных качеств становится младший школьный возраст, характеризующийся повышенной восприимчивостью, эмоциональной отзывчивостью. Именно в младшем школьном возрасте у детей развивается эмпатия (способность сопереживать другому, откликаться на чужие проблемы и нужды), получает развитие рефлексия как способность оценивать собственные поступки, поведение.

В этом возрасте у ребенка расширяется мир моральных представлений, мотивов, оценок, формируется уважительное отношение к системе нравственных правил. Младший школьный возраст является периодом преимущественного усвоения социального опыта, накопления знаний. «Произвольность психических процессов позволяет действовать и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами», таким образом, осуществляется развитие нравственного самосознания.

Интересно
Процесс развития нравственного самосознания младших школьников рассматривал американский ученый Л. Колберг, который выделил уровни развития самосознания, доказал, что моральное сознание претерпевает трансформацию, обусловленную физиологическим, социальным и образовательным ростом. З. Фрейд описывает сознание личности как си- стему внешних запретов и правил, истинное содержание индивидуального составляет нечто «надсознательное», содержащее импульсивные влечения и страсти.

Сознание создает различного рода нормы, законы, за- поведи, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. И. Кант утверждал, что

«добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов.  Долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений».

Таким образом, в рамках рассмотрения нашей темы под духовно- нравственным воспитанием мы будем понимать процесс развития морального сознания, руководствующегося внешними запретами и правилами, процесс соблюдения долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Среди различных средств духовно нравственного воспитания ведущее место отводится литературе, которая способна оказывать воздействие на этическую сторону души, на разум и чувства. Классическая литература формирует эстетическое восприятие окружающего мира, развивает образное мышление и воображение.

Воспитание – процесс длительный, непрерывный, системный, много- плановый. В целях эффективности воспитания используют разные средства, к которым относят и литературу как вид искусства. Литературное воспитание – целенаправленное и систематичное развитие литературной культуры, художественных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к литературе, понимания и глубокого переживания её содержания.

Литературное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта литературной деятельности новому поколению, оно включает элементы литературного обучения и литературного воспитания. Главной целью литературного воспитания является формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты, развитие сознания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)