Проект университетские субботы

В последние годы в Российском образовании, как известно, проходят интенсивные процессы модернизации системы общего и профессионального образования, направленные на изменения качества самого образовательного процесса и более тесной связи высшей и средней школ.

Всё больше и больше различных проектов, связанных с дополнительным образованием и профориентацией, инициируется на государственном и региональном уровнях.

Все эти мероприятия направлены на усиление внимания к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры, что обуславливает потребность в развитии профессионального самоопределения школьников. Дополнительное, подчас узко тематическое, образование и профориентационные мероприятия помогают ученику не только определиться с будущей специальностью, но и подготовить его к избранному пути, сформировать первичные компетенции для вхождения в выбранную профессию.

Именно поэтому приоритетным направлением работы со школьниками Минералогического музея Российского государственного геолого- разведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ) является концепция долгосрочной, пролонгированной социально-профессиональной подготовки учащихся, целенаправленное развитие способностей к жизненному и профессиональному самоопределению, а также информационно-просветительская и социальная поддержка детей и школьников, в том числе, детей с проблемами здоровья, их педагогов и семей.

В течение последних полутора десятилетий сотрудники Минералогического музея реализуют широкий спектр профориентационных и тематических проектов для учащихся всех уровней, общей идеей которых является предоставление возможности широкой детской и школьной ауди- тории прикоснуться к новому для них миру науки на примере демонстрации и изучения естественнонаучных и природных объектов внутри и вне музейного пространства.

Интересно
Безусловно, наш опыт возник не на «пустом месте»: в целом, минера- логическая школа МГРИ имеет более 300-летюю историю преподавания дисциплин минералогического цикла; сотрудники Музея обладают многолетним опытом экскурсионной и педагогической деятельности, организации учебных полевых практик студентов, выездных школьных геологических экспедиций; мы участвуем в организации работы и ведении занятий для школьников на Школьном факультете МГРИ, а также в разработке оценочных критериев и рецензировании работ учащихся и команд на Всероссийских и региональных Олимпиадах по геологии в рамках Детско-юношеского геологического движения России.

Профориентационные проекты Минералогического музея направлены на популяризацию естественнонаучной области знаний, на знакомство широкой детской аудитории с науками о Земле. В связи с этим, в Музее сформирован целый блок популярных программ, по которым осуществляется ряд проектов – «Нескучный музей» (2007 – 2019 гг.), «Университетские субботы» (2013 – 2020 гг.), «Музей вызывали?» (2006 – 2019 гг.), «Уроки на природе» (2008 – 2020 гг.); работает кружок для младших и старших школьников с еженедельными занятиями, в том числе, и в дистанционной форме.

Нужно отметить, что Минералогический музей МГРИ одним из первых внутривузовских музеев города Москвы включился в общегородской проект «Университетские субботы» (позже «Субботы московского школьника»), который был инициирован Департаментом образования г. Москвы и стартовал в сентябре 2013 г. Уже 7 сентября 2013 г. в нашем Музее состоялась первое заседание по проекту «Университетские субботы», посвященное минералам Москвы и Подмосковья, и приурочено ко Дню Города Москвы. Как обычно, экскурсия и организованный в конце мероприятия мастер-класс носили не только познавательный характер, это был «живой» рассказ профессионалов о своей профессии с культурным и историческим экскурсом в архитектуру любимого города, с использованием методов визуализации пространства музея и, конечно, краеведческим компонентом.

Формы работы с учащимися во всех проектах Музея, и также в проекте «Университетские субботы», весьма разнообразны. Основным лейб-мотивом всех мероприятий является яркое, запоминающееся и интересное представление объектов природы и даже сложных явлений, происходящих на нашей планете, которое преподносится простым и понятным детям языком.

В нашей профориентационной работе используются традиционные экскурсии, в которых знакомство с музейными экспозициями осуществляется по принципу «нескучный музей». Здесь важно сочетание лекционно-теоретической формы подачи материала с возможностью при- коснуться к интересующим образцам.

Это позволяют сделать крупные экспонаты, расположенные на доступных подиумах. Большой отклик о полученных впечатлениях и первых навыках профессиональной работы, конечно, получают проводимые нами мастер- классы или лабораторные работы по программе «Минералог-эксперт».

Здесь особенно тесно проявляется контакт ведущего со зрителем, классом, кружком, отдельным школьником, в том числе, и детьми с ограниченными возможностями.

Увлекательное представление минералогического инструментария и опытов по диагностики разных свойств минера- лов, порой театрализованное, или показанное в виде «минералогических фокусов», вызывает неподдельный интерес не только у детей, но и у старшеклассников, учащихся колледжей, педагогов, родителей.

Большое внимание уделяется выездной форме профориентационных услуг. Выставки образцов, тематические уроки и мастер-класс сотрудники Музея проводят в общеобразовательных школах гор. Москвы, в детских диагностических и реабилитационных центрах, клубах, домах творчества школьников, в библиотеках, на других образовательных площадках. Выставочные проекты и мастер-классы были организованы, например, в Детском Центре Нейропсихологии на территории ЮЗАО гор. Москвы, в «Аптекарском огороде» Биологического факультета МГУ, в детских домах-интернатах.

Естественно, современная эпидемиологическая ситуация внесла коррективы и в наше расписание. С 20 марта 2020 года практически все экскурсии, занятия и мастер-классы по проекту «Университетские субботы» и другие массовые мероприятия со школьниками, Олимпиада, фестивали, заседания кружка, популярные лекции «Минералогический университет» и пр. стали проходить в дистанционном формате при помощи телекомму- никационных систем Zoom, Skype, Team. Впрочем, «удалённая» форма занятий по минералогической тематике, которая ведётся прямо из залов Минералогического музея, нисколько не снизила интереса учащихся.

Однозначно, посещаемость многих мероприятий выросла в 3–5 раз. Дистанционная форма позволила охватить тех школьников, которые «не успевали» зарегистрироваться на наши занятия, так как количество экс- курсантов и мест в зале для мастер-классов всегда ограничено 25 – 30 посетителями.

Яркие презентации, логичное построение предлагаемого материала, уникальные демонстрируемые образцы минералов, доступное изложение, артистизм и обаяние самого ведущего сделали мероприятия долгожданными для школьников, снискали даже постоянных участников наших мероприятий, в числе которых целые классы, например, из школы «26 кард» ЮЗАО гор. Москвы.

Нужно отметить, что наши профориентационные занятия проходят не только на площадке музея МГРИ, среди витрин, пусть и с уникальными образцами минералов и горных пород.

Минералогия – наука естественная, изучающая самые удивительные явления природы – минералы, и по- этому приобщение детей и молодежной аудитории к раннему познанию и пониманию природы, демонстрация особенностей профессии геолога, не- возможно только в аудитории.

Необходимы экскурсии, походы, поездки, экспедиции, полевые практикумы и маршруты в различные «геологические уголки». В проекте «Университетские субботы» 2013 – 2015 годов, а в настоящее время в рамках работы школьного кружка проводятся выездные мероприятия по программе «В каникулы за минералами» и «Уроки на природе». Это различные однодневные маршруты и экскурсии по Москве и Подмосковью, которые затрагивают вопросы истории города, подмосковных городков, размещения исторических зданий, описание геологических памятников Подмосковья, изучение мест добычи «белого камня», составление отчёта о своей работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)