Проблемы в управлении земельными ресурсами в период проведения современной земельной реформы

Сложившиеся в стране к началу 90х гг. экономические условия объективно привели к принятию решения о необходимости проведения земельной реформы в стране. Ухудшение качественного состояния земель было обусловлено бесплатным их использованием, отсутствием у колхозов (совхозов) заинтересованности в их сохранении. Поэтому для дальнейшего рационального и эффективного использования земель была необходима мотивация: введение платы и формирование земельного рынка.

На первом этапе земельной реформы (1990–1991 гг.) произошло закрепление земель в общую (совместную и долевую) собственность граждан, с 10летним мораторием на продажу земель. Вводилось многообразие форм собственности, сформирован фонд перераспределения, в который передана примерно 10я часть земель колхозов и совхозов.

Второй этап (1992–1993 гг.) связан с массовой реорганизаций колхозов и совхозов, образованием земельных долей. На этом этапе был определен порядок установления средне-районной нормы бесплатной передачи земли в собственность, закреплен перечень лиц, имеющих право на земельные доли, отменен мораторий на куплю-продажу земель.

На третьем этапе (1994–2001 гг.) одобрен порядок распоряжения земельными долями, что стало причиной активного развития аренды земельных долей. На четвертом этапе (2001 – по настоящее время) произошло завершение активной фазы земельной реформы. По прошествии более 25 лет с начала реформы можно выделить ее положительные и отрицательные результаты в развитии АПК (рисунок 7).

Современный период реформирования агропромышленного комплекса характеризуется определенным приостановлением кризисной ситуации в развитии аграрного сектора, относительным замедлением ее негативных проявлений.

На протяжении современного реформирования российской экономики проблема эффективного управления земельными ресурсами является острой и активно обсуждается в научном сообществе. При этом большинство авторов признают несовершенство существующей системы управления земельными ресурсами.

Исторический опыт России и других стран убеждает, что экономический успех реформ в первую очередь определяется степенью разрешения земельных проблем.

Проблемы в управлении земельными ресурсами в период проведения современной земельной реформы

В общем смысле управление земельными ресурсами – это совокупность функций органов системы управления, направленная на охрану и рациональное использование земельных ресурсов. В зависимости от изменений экономической ситуации и структуры общественного строя трансформируется содержание системы управления земельными ресурсами.

Для завершения современного этапа земельной реформы необходимо сформулировать главную цель преобразования земельных отношений и определить методы эффективного управления земельными ресурсами. Должна быть создана комплексная программа завершения земельной реформы с внесением изменений и дополнений в налоговое, бюджетное, гражданское законодательство. Необходимо создание ряда федеральных и региональных программ по повышению эффективности использования земельных ресурсов.

В настоящее время проблему управления следует рассматривать с двух позиций: с одной стороны – управление земельными ресурсами, с другой – регулирование земельных отношений. Эти два направления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Современные авторы предлагают рассматривать регулирование земельных отношений как целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия органов власти на структуру прав собственности на землю, мотивацию участников земельного рынка, уровень эффективности использования земельных ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)