Приобретение и утрата гражданства по законодательству РФ

Вопросы приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Законом о гражданстве, а также рядом нормативных актов подзаконного уровня, о которых будет сказано ниже. Согласно указанному Федеральному закону, гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок приобретения гражданства установлен главой 2 Закона о гражданстве. Основаниями приобретения гражданства, исходя из норм ст. 11, являются приобретение гражданства по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления гражданства, а также по иным основаниям (международный договор, оптация). Процесс получения гражданства по рождению в научной литературе обозначен как филиация и тесно связан с согласованным действием двух принципов получения гражданства: «правом почвы» и «правом крови».

Действие двух принципов выражается в ст. 12 Закона о гражданстве, согласно которой ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

  • оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Говоря о приеме в гражданство, мы должны обратить внимание на существование двух порядков его предоставления. Согласно нормам ст. 13 Закона о гражданстве, существует общий порядок приема в гражданство, по которому иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если они:

  • проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Данный срок может быть сокращен до одного года в случаях, если ходатайствующее о получении о приеме в гражданство лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры; обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, либо ему было предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, либо он был признан беженцем. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Законом также предусмотрена возможность несоблюдения данного условия, если лицо, ходатайствующее о приеме в гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией;
  • обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
  • имеют законный источник средств к существованию;
  • обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Решение о приеме в гражданство выносится в срок до одного года с момента подачи заявления и всех необходимых документов лицом, ходатайствующим о приеме в гражданство.

Наравне с общим существует и упрощенный порядок приема в гражданство, которым вправе воспользоваться лица:

  • имеющие хотя бы одного родителя – гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации;
  • имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств, в результате чего ставшие лицами без гражданства;
  • являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее образование в созданных в Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 г.

Наличие хотя бы одного из данных условий делает возможным получение гражданства Российской Федерации без соблюдения срока проживания в стране.

Аналогичны условия и для лиц, которые:

  • родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  • состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  • являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
  • имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Закон о гражданстве также содержит упрощенный порядок для лиц – ветеранов Великой Отечественной войны, устанавливая лишь одно требование к данным лицам: соблюдать Конституцию и законодательство РФ.

К числу лиц, получающих гражданство в установленном порядке, может относиться и ребенок:

  • один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
  • единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;
  • над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации. Данный критерий в равной степени относится и к недееспособным лицам.

Закон содержит правило, согласно которому в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Для них установлено лишь одно требование: соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Восстановление в гражданстве возможно в аналогичном порядке, что и прием в гражданство, однако по общему правилу срок проживания на территории России сокращается до трех лет. Среди иных оснований Закон о гражданстве (ст. 17) выделяет оптацию, то есть право граждан на выбор гражданства при изменении границ государственной территории.

Государство вправе отклонить заявления о получении гражданства по основаниям, указанным выше, если граждане:

  • выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
  • участвуют либо участвовали в международных, межнацио- нальных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению ими своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;
  • участвуют либо участвовали в совершении или подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;
  • имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием решения о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);
  • использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
  • преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Вопросы прекращения гражданства регулируются главой 3 Закона о гражданстве. В соответствии со ст. 17 указанного акта выделено всего одно основание прекращения гражданства вследствие выхода из гражданства Российской Федерации. При этом сам перечень является открытым, предполагая и иные основания, предусмотренные федеральными законами и международными договорами.

В выходе из гражданства может быть отказано, если гражданин:

  • имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Таким образом, в российском законодательстве выработан механизм приобретения и прекращения гражданства, регламентированы основания и процедуры его получения. Законом также предусмотрена система органов власти, посредством которых реализуется право граждан принимать гражданство и выходить из него.

Это Президент Российской Федерации и Комиссия по делам гражданства, Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, Министерство иностранных дел и дипломатические и консульские представительства, а также иные органы (например, Федеральная служба безопасности).

На первом этапе лицо обращается по вопросам гражданства, предоставляя соответствующее заявление, либо в территориальные органы миграционной службы, либо в дипломатические и консульские представительства страны в других государствах.

Здесь необходимо проверить документы, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов.

В случае принятия положительного решения по представленным документам они передаются в Федеральную миграционную службу (в случае, если граждане, заявляющие об изменении гражданства, проживают на территории РФ) или Министерство иностранных дел (если заявление об изменении гражданства поступило в дипломатические и консульские представительства).

На основании заключений, подготовленных по итогам первого этапа, готовится заключение об изменении гражданства для передачи его на следующий этап, а также ведет статистический учет полученных данных. В случаях, определенных чч. 2, 3 ст. 35 Закона о гражданстве, на этом этапе принимается решение об изменении гражданства в упрощенном порядке. Срок рассмотрения вышеуказанных этапов не может быть более двух месяцев каждый.

Третий этап – рассмотрение поступивших материалов Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Данная комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Этот орган работает на общественных началах и собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

Заседание правомочно в случае участия в нем более половины его членов. Решение принимается простым большинством голосов. В случае дачи положительного заключения по вопросам изменения гражданства РФ документы передаются в структурное подразделение Администрации Президента Российской Федерации для рассмотрения по существу вопроса и подготовки Указа Президента об изменении гражданства лица.

На заключительном этапе подписывается соответствующий Указ Президента. Следует также отметить, что чч. 2, 4 ст. 35 Закона о гражданстве определяет срок для рассмотрения заявлений в общем порядке не более года, а в упрощенном порядке – не более 6 месяцев.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)